Календари > ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ > БАБОЧКА

БАБОЧКА


3-01-2010, 12:52. Разместил: Куклев

 

Бабочка

«Гусеницы думают только о еде, а бабочки мечтают о любви»

 

Бабочки-крапивницы никогда не ошибаются в прогнозах погоды. На небе ещё светит солнце, ни облачка, а они уже прекращают свои полёты и заняты поиском  укрытий от грозы.

 

Бабочки всегда жили рядом с человеком, на одной из гробниц Древнего Египта, сохранились изображения бабочек, и в наши дни они сопровождают нас по жизни, хотя век бабочки не долог.

 

Чудо превращения из вялой и тупой гусеницы в прекраснейшую бабочку всегда волновало человека и, глядя на такое волшебное превращение, человек всегда мечтал о такой чудесной трансформации собственной души, о возможности также легко оторваться от земли и подняться к небу.

 

Существует поверье - если рядом с умершим порхает бабочка то это знак, что его душа улетела в рай.

 

Бабочка являет собой символ амбивалентного развития, превращения весной из куколки, в которую превратилась осенью гусеница. Куколка бабочки напоминает саван, окукливание гусеницы - смерть, а бабочка - душу, которая оставляет бренное тело и устремляется в небо.

 

Бабочки прекрасны, легки и заняты одной только любовью. Поэтому естественно, что в мифологическом сознании человека бабочка устойчиво ассоциируется с душой. Более древние  примеры этой символики мы находим в Древнем Египте; и вероятно, что умение мумифицировать трупы возникло из подражания  гусенице, превращающейся в бабочку. Известны множественные суеверия и приметы, связывающие бабочек (особенно ночных) с душами умерших. В католической иконографии бабочка в руках младенца-Христа символизирует идею воскресения.

 

Но бабочка также символ эволюционного изменения, преобразования, которое центрируется относительно роста прозорливости в результате взаимодействия развития и превращений. Эти два последних фактора могут быть определены как непрерывная и прерывистая характеристики эволюции. Причем последняя заключает в себе понятия, связанные с изменением большого и бесконечного. Следовательно, прерывистость в самом глубоком смысле этого слова обеспечивает непрерывность и возможность достижения своих наивысших форм - гусеница превращается в бабочку. Но здесь непрерывность осуществляется на глубинном уровне - в коконе.

 

Образ бабочки сигнализирует об эротических намерениях жизни: ее красивые крылья похожи на вызывающие восхищение летающие цветы. 

 

Считается,  что древнекритский топор  с двумя лезвиями произошел от изображения двукрылого мотылька. Смысловая нагрузка двухсторонней секиры - андрогинность состояния, внутреннего и внешнего, мужского и женского, приближается к образу изоморфному с  Прозерпиной.

 

По народным поверьям Запада, бабочка - это душа ведьмы,  вылетевшая из ее тела во время сна.  А на юге России упоминают бабочку (мотылёк), как создание, в которое перевоплощается душа умершего человека. Бабочка обязательно прилетает на поминки. В Калужской губернии и сегодня этих насекомых называют "душками", там же существует негласный запрет их убивать. " Ох, душечка прилетела,- говорят,- вот когда читают по покойнику - обязательно прилетит».

 

На эмблематическом уровне, бабочка - символ глупости, легкомыслия, непостоянства. Крылья бабочки символизируют игры, смех, забавы.

 

Бабочка живёт на земле часы, но жизнь её вечна.

 

 Фёдор Толстой: Цветы, бабочка и птичка

 Карл Шпицвег: Ловец бабочек

Толстой Фёдор Петрович (1783-1873)
«Цветы, бабочка и птичка»

Карл Шпицвег (1808 - 1885)
«Ловец бабочек»


 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 


Вернуться назад