Календари > ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ > БАШНЯ

БАШНЯ


21-02-2010, 15:11. Разместил: Куклев

 

БАШНЯ

 

«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший (1563)
«Вавилонская башня»
Питер Брейгель Старший (1563)

Весьма многозначный символ, имеющий эротические мотивы, мотивы анимы и мотивы неприступности.

 

Современное выражение «сорвало башню»  - знак перехода значения «башни» на человеческую голову.

В халдейском Уре  башня - место рождения Авраама,  патриарха и родоначальника иудейской расы.

На Востоке много легенд о заключенных в башнях принцессах.

 

В Баку существует Девичья башня Гыз Галасы, которую построил Багдыхан. С этой башни принцесса бросилась в море. В Казани такая же башня -  Сюинбекки. Вообще мотив прыганья с башен мы находим у архаических народов.

На острове Пентакост (Папуа Новая Гвинея)  — каждый год проходит своеобразный экстремальный обряд.  В определённое время, между апрелем и июнем, мужчины острова строят высоченную башню – более 50 метров и  привязав ноги к ротанговой  лозе, прыгают с неё. К прыжку с построенной башни допускаются подростки и уже взрослые мужчины племени. Подростки, прыгнувшие с нижнего уровня башни – 8 метров, после удачного прыжка проходят тем самым своеобразную инициацию, и допускаются к общему совместному танцу  взрослых мужчин племени. Если после прыжка человек встал на ноги и может двигаться, значит, помыслы его достаточно чисты.  Чем выше поднимаются в своих прыжках  взрослые мужчины, тем выше их статус в этом племени. И, наконец, прыгнувший с вершины башни становится победителем с гордым названием «Хозяин башни» на весь последующий год. По мнению местных жителей, этот обряд гарантирует хороший урожай.

 

Но самая знаменитая башня - Вавилонская, которую строили люди, не имевшие  национальных и языковых различий. Строители башни - неведомые древние гиганты, может андрогины, хотели построить путь, лестницу на небо. Башня не была посвящена никакому богу, никакому правителю как, например, египетские пирамиды, увековечивающие имя фараона. Это было строительство, которым первый народ решил  увековечить себя, перед тем как  исчезнуть.  В христианской трактовке Ангелы Господни разрушают эту башню, и сыплющиеся обломки на головы людей скорее напоминают Страшный суд, чем разделение языков. После этой акции разрушения языки смешались, и город получил свое название - Вавилон. Отсюда  пошло и выражение - "строить воздушные замки". Долгое историческое время человечество не решалось строить башни (только, пожалуй, в Риме  - за что он и  был наказ огнем Господним ).

Лев Толстой считал, что Понтий Пилат был убит башней.

 

Лишь в средневековье башни стали основным элементом в строительстве укрепленных замков, но никто не пытался повторить проект древних. Строились только невысокие башни, чуть превышающие крепостные стены и выполняющие сторожевые назначения.

 

На севере Руси, в Новгородской области часто встречались башни с выпуклыми крестами. Это последствия жестоких набегов короля Олава-Крестителя, который пытался крестить Русь, забыв, что она уже прошла крещение.

 

Уже в новое время начали возникать проекты и возводиться высоченные башни. Например, Эйфелева, которая стала символом Парижа и антенной, а также несостоявшийся проект  Дворца Советов Татлина, который правильно нашел идею Вавилонской башни с фигурой Ленина в облаках.

 

В Америке строительством первого небоскреба до облаков начался импульс возведения новых башен нового времени, венчавших "Центр новых Вавилонов", где смешиваются расы и языки и внизу коловращается повышенная энергия, а 11 сентября 2001 года стал апокалиптическим знаком нашего времени. Оно началось атакой террористов двух башен-небоскрёбов трейд-центра. Этого момента закончилась старая эпоха, и началось нынешнее время.

 

Но все же на высокой башне много печального ветра.

 

Многие башни,  достаточно разрушенные, дают приют социально опасным людям, став символом отрешенности. Эту идею подхватили поэты.

 

Башня из слоновой кости  превращает уединенность в избранность, презрение к Божьему миру и в этом смысле ее шпиль  высок и задуман как Вавилонская башня.

 

Эта тема развита у русских символистов, особенно у Вячеслава Иванова. Башня рассматривается как мотив высокого поэтического творчества, уединения, не соприкасающегося с действительностью.

У Валерия Брюсова читаем обратный сюжет:

 

«Пламя, и дымы, и пены.

 Встали, как вихрь урагана;

Рухнули тверди высот;

Рухнули башни и стены,

Все,— и простор Океана

Хлынул над Городом Вод!»

 

Разрушение башни дано в ряде картин и трактуется как символ падения человеческой гордыни. Этот аспект встречается в 16 аркане Таро. Арифмологически 7+7+2=16. В этих числах лежит основная тайна эволюционного процесса. Значение этой карты в Марсельском Таро - либо победа, либо наоборот поражение. Показывает, чем кончаются самонадеянные человеческие проекты. В то же время эта карта дает возможность после краха и падения начать поиски нового пути.

 

Башня, это не только символ человеческой самонадеянности, но и башни-маяки, несущие свет в наше тёмное, неразборчивое время, дарующие избавление и надежду на спасение.

 

«Строительство Вавилонской башни», Брейгель Питер

«Смешение языков», Гюстав Доре

«Строительство Вавилонской башни»
Брейгель Питер

«Смешение языков»
Гюстав Доре

 

 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 

 


Вернуться назад