Календари > Книга Зелинского » § 1

§ 1. В пестрой мозаике человеческих культур отношение к времени внутри каждой отдельной культуры было и оста­ется далеко не однозначным. Оно свидетельствует не толь­ко об определенном уровне культуры, но является выраже­нием тех внутренних особенностей, которыми одна культу­ра отличается от другой. Критерий времени становится ин­дикатором глубинных процессов, которые проявляются в кристаллизации культуры определенного типа. И наоборот — определенный сложившийся тип культуры подразумева­ет вполне определенное понимание времени(1). Циклизм индо-буддийского Востока в противовес тому, что можно на­звать "спиральной концепцией времени" в средневековой христианской культуре западной части Экумены, — самый общий и самый важный пример к сказанному.

 

 

Естественно, что отношение к времени внутри отдельной культуры сказывается прежде всего на календаре. Кален­дарь — это ритм, который должен объединять внешний Космос мироздания с внутренним Космосом человека в не­кое единое гармоническое целое. Но календарь — не только ритм, но и память. Поэтому календарь по самой своей сути есть выражение того, что можно определить понятием "ритмической памяти человечества".

 

 

Если мы вспомним, что представлял собой древнеегипет­ский солнечный календарь или древние лунно-солнечные Календари Вавилона и Китая с их периодически повторяю­щимися циклами религиозных праздников, то быстро убе­димся, что они преследовали именно эту цель — быть в первую очередь надежным хранителем памяти о том, что лежало в первооснове 'каждой из этих культур. В этом смысле русский средневековый календарь не представлял собой исключения. Однако он обладал такими особенностями,  которые сделали его уникальной и  неповторимой системой организации времени.

 

 

Эти особенности заключены и конструктивных принци­пах древнерусского календаря, которые и являются пред­метом настоящей работы. Ведь от знания того, как наши далекие предки фиксировали и воспринимали время, зави­сит как наше собственное самосознание, так и понимание важнейших сторон средневековой культуры, связанной во многих своих аспектах с вполне определенным отношением к времени.

 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 




Вернуться назад