Календари > Книга Зелинского » § 18

§ 18. Из-за стремления закрепить «навечно» точку весеннего равноденствия на 21 марта и была проведена григорианская реформа. Поскольку проведение этой реформы было тесно связано с пасхальной проблемой, то нам следует кратко остановиться на ее главных особенностях.

 

 

Традиционный ритм Юлианского календаря всем нам хорошо известен: три года простых, а четвертый - високосный (т. е. три года из 365 дней, а четвертый - 366 дней). Но далеко не всем известно, что в Григорианском календаре ритм этот нарушается в каждое столетие, число сотен которого не есть кратное четырех. В Юлианском календаре все столетия - високосные; в Григорианском же високосным считается только каждое четвертое столетие. Таким образом, Григорианский календарь фактически вводит понятие «невисокосное» или «простое столетие», по аналогии понятия «високосный год» в календаре Юлианском. Но если високосный год создает ритм, то столетие, лишенное високоса, его нарушает. Посмотрим теперь в этом плане на ритм Григорианского календаря со времени его основания. Если начать с 1600 г. (григорианская реформа была в 1582 г.), то из столетних годов:


                                          1600, 1700, 1800,1900

                                          2000, 2100, 2200, 2300

                                          .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

 

только выделенные - суть столетия високосные. В Юлианском же календаре все указанные столетия являются високосными. Следовательно, григорианский счет, превращая каждые три високосные столетия в простые, укорачивает каждое юлианское 400-летие на три дня. Это приводит к тому, что средняя продолжительность григорианского года действительно значительно ближе к величине тропического солнечного года, нежели величина года юлианского:

 

                                        365d5h48m46s (Тропический год)

                                        365d5h49m12s (Григорианский год)

                                        365d6h  (Юлианский год)

 

В самом деле, точность, конечно, по сравнению с Юлианским календарем очень высокая. Но, во-первых, ошибка все равно есть, и она будет нарастать со временем. А во-вторых, что самое главное - эта абстрактная точность достигнута слишком дорогою ценой. Дело в том, что из-за введения лишенных високосов столетий столетия у григориан уже не содержат более одинакового числа дней. И действительно, в юлианских столетиях всегда одинаковое число дней, благодаря непрерывному юлианскому високосному ритму (365, 365, 365, 366). Таким образом, благодаря этому ритму в юлианском четырехлетии мы будем иметь 1461 день (365+365+365+366=1461)(32), а в юлианском столетии 36 525 дней (1461x25 =36 525).

 

 

Если же мы теперь обратимся к столетиям григорианским, то увидим, что в первом пореформенном столетии (т. е. в XVII в.) было 36 525 дней, как и в обычных юлианских столетиях. Однако в XVIII, XIX и XX столетиях содержится уже на день меньше, т. е, 36 524 дня в каждом столетии; XXI столетие будет опять иметь 36 525 дней, и т.д. Внутри столетий дело обстоит еще хуже, поскольку те временные отрезки, которые попадают одновременно на високосное и простое столетие, оказываются неравными аналогичным временным периодам между соседними невисокосными столетиями(33).

 

 

Конечно, Григорианский календарь тоже имеет период из целого числа дней, но если в Юлианском календаре такой период составляет 4 года, или 1461 день, то в Григорианском он составляет 400 лет, или 146097 дней (36524x3+36525=146097). Если же мы вспомним, что сущность любого календарного периода заключается в минимальном отрезке из целого числа дней, по истечении которого погашается некоторая ошибка против принятой средней длины года, то с этой точки зрения григориане усложнили календарь, введя в мировую хронологию календарный период такой огромной продолжительности. Помимо всего этого средняя длина григорианского столетия (из-за введения безвисокосных веков) оказалась равной дробному числу дней (3624,25 дней), что уже само по себе выглядит достаточно странно с точки зрения элементарной хронологии.

 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 




Вернуться назад