Календари > Книга Зелинского » § 22

§ 22. Мы почти ничего не знаем о том, как именно исчисляли время на Руси до принятия ею христианства. Существует предположение, что сначала употреблялся лунный, а позднее лунно-солнечный календарь с применением 19-летнего цикла(45). Ясно лишь одно: с введением христианства (988 г. н. э.) на Русь пришел Юлианский календарь с византийской пасхалией, имевшей тогда универсальное значение для всего христианского мира. Однако русские не только овладели Юлианским календарем с александрийской пасхалией и усвоили методику византийских датировок в своих летописных сводах, но и глубоко осознали все значение новой системы счисления времени, которое выходило за рамки чисто хронологических и календарных проблем.

 

 

Одним из таких известных нам русских людей был диакон новгородского Антониева монастыря Кирик, живший в первой половине XII в. Кирик глубоко интересовался проблемами хронологического и календарно-астрономического характера, он по праву может быть назван первым русским хронологом. Из ряда рассуждений Кирика в одном из сохранившихся его трудов явствует, что он был достаточно хорошо знаком с системой пасхальных вычислений(46).

 

 

Н. В. Степанов, один из первых исследователей Кирика, полагает, что в «руках Кирика была полная таблица великого индиктиона...»(47). Если это так, то в руках Кирика был тот самый «Миротворный круг», принципы которого мы пытаемся реконструировать в настоящей работе. И как бы ни скудны были эти краткие сведения о Кирике, они важны тем, что это первое, дошедшее до нас свидетельство о знакомстве русских с византийской пасхалией.

 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 




Вернуться назад