Календари > Книга Зелинского » ПРИМЕЧАНИЯ

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] На это уже обращалось внимание в нашей научной литературе (см., например: Гумилев Л.Н. Этнос и категория времени. — Доклады Географического общества СССР, вып. 15. Этнография. Л., 1970; ср. также: Гуревич А.Я. Представление о времени в средневековой Европе. — История и психология. М., 1971).

[2] Сказанное, однако, не исключает того, что в первооснове изучаемого нами календаря лежала древняя и не дошедшая до нас универсальная система его основополагающих принципов. В противном случае сложные закономерности этого календаря будут выглядеть системой следствий, не имевших своей причины.

[3] Египетское название Сириуса, дошедшее до нас в греческом переводе, означает звезду по имени Сотис, которую древние египтяне отождествляли со своей великой богиней Исидой.

[4] Бунин И. Стихотворения. Л., 1961, с. 457.

[5] Вернадский В. И. Размышления натуралиста, кн. 2. Научная мысль как планетное явление. М., 1977, с. 109.

[6] Охватывая все дни года, а, следовательно, символически и все аспекты мира, заключенного в кругообращение 365 дней, число это в древнем Египте почиталось священным. Отзвуки этого можно обнаружить в александрийском гносисе у Василида (ок. 125 г. н. э.), в системе которого (по данным Иринея Лионского) число СССЬХУ (365) было числом Демиурга по сумме числового значения образующих его семи греческих букв и именовалось «Абраксас» (см., например: Терновский Ф. Три первые века христианства. Киев, 1873, с. 112),

[7] Уникальность этого египетского календаря с его «блуждающим годом» для хронолога и вычислителя заключается в том, что он дает для любого исторического или астрономического периода непрерывный счет дней, так как в нем принципиально отсутствует система високоса. Важнейший источник по хронологии Древнего мира - «Канон царей», составленный знаменитым Клавдием Птолемеем (ок. 87-165 гг. н. э.), исходит из системы египетского «блуждающего года».

[8] Напоминаем читателю, что суть Юлианского календаря заключена в его неизменяемом ритме, основанном на чередовании трех простых (т. е. содержащих 365 дней) и одного високосного (т. е. содержащего 366 дней) года.

[9] Более подробно о деталях этого счисления и о том ходе мысли, который мог привести Метона к его знаменитому уравнению, см.: Зелинский А. Н. О лунно-солнечном счислении в Азии.- Восьмая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. М., 1977, с. 209-211.

[10] См., например: Биккерман Э. Хронология Древнего мира. М., 1975, с. 19.

[11] Цикл Калиппа называют еще "метоно-созигеновским" циклом, так как именно знаменитый египетский астроном Созиген, живший в Александрии, впервые объединил лунный цикл Калиппа с Юлианским календарем (см.: Воронов Л. Календарная проблема. —Богословские труды, 7. М., 1971, с. 178).

[12] Как известно, 14 нисана - это канун ветхозаветной Пасхи, празднуемой 15 нисана в воспоминание об «исходе евреев из Египта». Со времен Моисея (ок. 1250-1200 гг. до н. э.) и вплоть до рассеяния евреев после разрушения Иерусалима римлянами (70 г, н. э.) праздник этот был праздником жертвы и связывался с закланием и съедением пасхального агнца.

[13] Grumel V. Le chronologie, 1958, р. 26.

[14] Глубоковский Н. К вопросу о пасхальной вечери Христовой.- Христианское чтение, ч. II, вып. 4-5. СПб., 1893. «Я лично считаю, что Христос был распят 14-го нисана, не 15-го...» (Приложение 2 к журналу заседания Комиссии по рассмотрению вопроса о реформе календаря 3 мая 1899 г. Сост. В. В. Болотов, с. 8. Русское астрономическое общество). За наиболее вероятную дату распятия Христа принимается в настоящее время 9 апреля 30 г. н. э. Однако, согласно такому вполне традиционному церковному источнику, как «Следованная Псалтирь», эта дата, как день распятия, последовавшего на 33 году жизни Иисуса Христа, приходится на пятницу, 30 марта 5533 г. от «Сотворения мира» (т. е. на 30 марта 25 г. н. э.). Любопытно отметить, что в этом случае «Христово Воскресение» падает на 1 апреля. А поскольку из евангельских источников известно, что в этот день иудейские старейшины научили воинов, стоявших у места погребения Христа, солгать народу, что ученики украли его тело из гроба (Мт., 27, 13), то напрашивается естественное предположение: не отсюда ли пошла традиция считать 1 апреля «днем обмана»? (ср.: Лалош М. Времясчисление христианского и языческого мира. СПб., 1867, с. 80).

Возвращаясь снова к 14 нисана, как к наиболее вероятной дате распятия Иисуса Христа, мы считаем нужным привести по этому поводу слова В. В. Болотова, который, отдавая себе отчет во всех трудностях, связанных с ее определением и переводом с ветхозаветного лунно-солнечного календаря на Юлианский солнечный календарь, писал, что дата эта «осталась и, вероятно, навсегда останется для истории неизвестной» (Болотов В. В. Лекции по истории Древней церкви, т. 2. Спб., 1910, с. 432).

[15] Chwolson D. Das letzte Passamahl Christi und der Tag Seines Todes nach den in Ubereinstimmung gebrachten Berichten der Synoptiker und des Evangelium Johannis. St.-Petersburg, 1892.

[16] Лалош М. Времясчислекия христианского и языческого мира. СПб., 1867, с. 54; ср.: Биккерман Э. Хронология Древнего мира. М ., 1976, с. 11.

[17] В III в. до н, э. начало календарного года было перенесено с весны на осень и отмечалось в первое новолуние после осеннего равноденствия (1 тишри) (см.: Сслвшников С. История календаря и хронология. М., 1973, с. 116).

[18] Это заключение сделано нами на основании изучения таблиц Малера (Mahler E. Handbuch der judischen Chronologie. Leizig, 1926, S. 529), сопоставления их дат с уточненными наvи датами еврейской Пасхи в христианских пасхалиях, а также I. а основании астрономически вычисленных новолуний для той эпохи

[19] Существовал еще так называемый "александрийский лунный круг", начало которого на три года опережало "сирийский лунный круг". Оба они основывались на метоно-созигеновском цикле к отличались от "еврейского лунного круга" свосзк связанностью с Юлианским солнечным календарем.

[20] Это важное расхождение в двух нисанских датах отмечено В.В.Болотовым (см. Постановления Комиссии по вопросу о реформе календаря в России, Спб., 19Со, с. 33).

[21] Цит. по: О времени празднования Пасхи. - В кн.: Православный собеседник, 1859 ч. 2, с, 174.

[22] Du hesne L. Histoire ancienne de l’église, t. 1. Paris, 1906. Имеется русский перевод: Дюшен Л. История Древней церкви, т. 1. М., 1912.

[23] Из послания императора Константина к епископам, не присутствовавшем на Соборе (см.: Евсевий. Жизнь Константина, 3, 18-19; Феодорит. Церковная история, 1, 10; Сократ. Церковная история, 1, 9).

[24] Цит. го. Покровский А. И. Соборы Древней церкви эпохи трех первых веков. Мсторико-кавоническое исследование. Сергиев Посад, 1914, с. 208,

[25] См.: Приложение 6 к журналу заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря 22 ноября 1899 г. Заявление Д. И. Менделеева, с. 51 (Русское астрономическое общество).

[26] Евсевий. Жизнь Константина, 3, 18-19; Сократ. Церковная история, 1, 9; Феодорит, Церковная история, 1, 10.

[27] Для еврейской Пасхи существует лишь одно ограничение: если дата 15 нисана падает на понедельник, среду или пятницу, то она переносится на следующий день (см,, например: Лурье И. Математическая теория еврейского календаря. Могилев, 1887, с. 28-29).

[28] За исключением тех двух случаев из 19, когда 14 нисана падает на 5 и 16 номер лунного круга и соответственно приходится на 18 и 17 апреля.

[29] Воронов Л. Календарная проблема,- Богословские труды, 7. М., 1971, с. 197.

[30] В дополнение ко всему сказанному по поводу причин расхождения во времени еврейской и христианской Пасхи следует также сослаться на авторитет В.В. Болотова, который подчеркивает, что это произошло «лишь потому, что в основе нашей пасхальной (эннэакэдзкаэтериды, т.е. девятнадцатилетия.- А.3..) лежит средний синодический месяц по исчислению Калиппа, в основе иудейского календаря - средний синодический месяц по Иппарху» (см.: Приложение 5 к журналу заседания Комиссии по рассмотрению вопроса о реформе календаря 51 мая 1899 г. Доклад В. В. Болотова, с. 39. Русское астрономическое общество).

[31] Идельсон Н. История календаря, Л., 1925, с. 149,

[32] Как великое отражается в малом, так. и наоборот. Ведь если мы посмотрим внимательно на цифру 1461, то вспомним, что в традиционных древнеегипетских годах (по 365 дней каждый) это есть величина знаменитого Сотического периода, о котором упоминалось в начале этой работы.

[33] По поводу последнего обстоятельства известный астроном, профессор Ленинградского астрономического института Н, Идельсон писал, что «это совершенный абсурд и астрономически и арифметически» (см.: Идельсон Н. История календаря с 84).

[34] Поскольку весеннее равноденствие ко времени григорианской реформы падало уже не на 21 марта, а на 11 марта, то для того, чтобы вернуть его на прежнее место, и было прибавлено 10 дней.

[35] Цит. по: Лебедев Д, А. Календарь и пасхалия. М., 1924, с. 30,

[36] Книга кормчая, ч. I, л. 2, М., 1804 (см.: Иеромонах Иоаким. Полный церковно-хронологический цикл (круг) времен и лет вечно неисходимой и неизменяемой православие?" пасхалии. М., 1880, с. V).

[37] Например, за одно столетие (с 1851 по 1950 г.) католическая Пасха пятнадцать раз наступала прежде еврейской (см.: Голубинсккй Д. Ф. Вопрос об уравнении гражданского года с астрономическим М., 1899, с. 57;.

[38] В самом общем смысле ответ на этот вопрос дает П. Флоренский, который пишет: «Говоря о католичестве, обычно забывают, что совсем разное дело - Западная Церковь до Возрождения и после Возрождения, что в Возрождении Западная Церковь перенесла тяжелую болезнь, из которой вышла, многое потеряв, и хотя приобрела некоторый иммунитет, но ценою искажения самого строя духовной жизни, и еще большой вопрос, как отнеслись бы к послевозрожденческому католичеству средневековые носители католической идеи» (см.: Флоренский П. Иконостас. -Богословские труды, 9. М., 1972, с. 116). Продолжая мысль П. Флоренского, можно сказать, что еще большой вопрос, как отнеслись бы средневековые носители католической идеи и к календарной реформе папы Григория XIII?

[39] Цит по: Идельсон Н. История календаря, с. 79.

[40] Селешников С. И. История календаря и хронология, с. 69. Но имеет ли вообще для календаря какое-либо значение подобная «ошибка»? Несомненно да, и не только чисто принципиально, особенно если учесть, что вся григорианская реформа была проведена для того, чтобы христианская Пасха (через 2000 лет) не стала бы превращаться из весеннего в летний праздник.

[41] «Все времена держатся на закрепках литургических, и, когда религиозные устои распадаются, «время выходит из пазов своих», по слову Шекспира» (Флоренский П. Из богословского наследия.- Богословские труды, 17. М., 1977, с. 133)

[42] Проблема церковного календаря тесно связана с проблемой времени в христианстве вообще, которая не может рассматриваться вне его литургического понимания. Последнее в свою очередь рождает то, что можно назвать «богословием времени» (см. об этом: Шмеман А. Введение в литургическое богословие. Paris, 1961; ср. также: Pattaro G. La conception chrétienne du temps.-Les cultures et le temps. Paris, 1975).

[43] Георгиевский А. И. О церковном календаре. М., 1948, с. 15.

[44] Однако в 1923 г. Константинопольский собор принял так называемый «исправленный юлианский стиль», который при определении Пасхи руководствовался старым стилем, а при определении непереходящих праздников - новым. Этому же вскоре последовала и румынская автокефальная церковь.

[45] Гипотеза о первоначальном лунно-солнечном времяисчислении на Руси была высказана Н. В. Степановым (см.: Степанов Н. В. Заметка о хронологической статье Кирика (XII в.).- Известия Отделения русского языка и словесности имп. Академии наук, т. XV, кн. 3. СПб., 1910).

[46] Труд этот именуется: «Кирика, диакона и доместика новгородского Антониева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет». Его первую публикацию см.: Митрополит Киевский Евгений. Сведения о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, епископу Новгородскому.- В кн.: Труды и летописи Общества истории и древностей российских, ч. IV, кн. 1. М., 1828, с. 122-129. Библиографию о Кирике см.: Зубов В. П. Примечания к «Наставлению». Историко-математические исследования, вып. VI. М, 1953, с. 173-212.

[47] Степанов Н. В. Заметка о хронологической статье Кирика (XII в.) - Известия Отделения русского языка и словесности имп. Академии наук, т. XV, кн. 3, с. 140.

[48] Карамзин Н. М. История Государства Российского, кн. II, т. VI. СПб., 1842, с. 8-9.

[49] Это отчасти нашло свой отклик и на Западе. «Меч Господень скоро и быстро пройдет по земле» (Gladius Domini supra terram cito et velociter),- провозглашал Савонарола в Италии на исходе XV столетия (цит. по: Робертсон Д. С., Герцог И. И. История христианской церкви от апостольского века до наших дней, т. 2. Пг., 1916, с. 519).

[50] Petrou b` (2-е Послание Петра), 3, 8 (цит. по: Die Schriften des Neuen Testaments von Hermann von Soden II Teil: Text mit Apparat Göttingen, 1913). Ср.: «Ибо пред очами твоими тысяча лет, как день вчерашний...» (Пс., 89, 5).

[51] Цит. по: Оксиюк М. Ф. Эсхатология св. Григория Нисского. Историко-догматическое исследование. Киев, 1914, с. 497. «Так встречаются в единой тайне день первый и день восьмой, совпадающие в дне воскресном. Ибо это одновременно и первый и восьмой день недели, день вхождения в вечность. Семидневный цикл завершается божественным покоем; за ним - предел этого цикла - воскресенье, день сотворения и воссоздания мира» (см.: Лосский Вл. Догматическое богословие.- Богословские труды, 8. М., 1972, с. 150). Анализируя символическое значение числа «8» в христианской культуре на примере «Троицы» Рублева, Д. С. Лихачев пишет: «Композиция вписана в восьмиугольник, образуемый табуретами и подножиями внизу, архитектурными деталями и горкой вверху. Этот восьмиугольник символизирует собою вечность (число «8» по средневековым представлениям означает вечную жизнь: отсюда восьмигранная форма крещальной купели)». (См.: Лихачев Д. С. Культура Руси Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.- Л., 1962, с. 129).

[52] Это летосчисление впервые ввел в 532 г. н. э. римский монах Дионисий Малый (Dionysius Exiguus), которому также приписывают систематизацию христианской пасхалии на основе никейских решений.

[53] Рукопись из новгородской Софийской библиотеки, № 1421 (цит. по: Святский Д. О. Очерки астрономии в Древней Руси.- Историко-астрономические исследования, вып. VIII. М., 1962, с. 73). Весьма любопытно, что Кирик Новгородец свою хронологическую таблицу тоже доводил «до исполнения 7 тысячи, рекше седьмаго века» (Степанов Н. В Заметка о хронологической статье Кирика.,., с. 145).

[54] Святский Д. О. Очерки астрономии в Древней Руси, с, 73.

[55] Карамзин Н. М. История Государства Российского, кн. II, Т. IV, С. 222, 223,

[56] Цит. по: Карамзин Н. М, История Государства Российского, кн. II, т. VI, примеч. 618

[57] Цит. по: Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, вып, 2. СПб., 1874, с. 328-329.

[58] Цит, по: Терновский Ф Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в Древней Руси, вып. 2. Киев, 1876, с. 128.

[59] Цит, по: Иеромонах Иоаким. Золотой ключ границ к полны 1 церковным циклам времен и лет вечно неисходимой и неизменяемой православной пасхалии. М., 1879, с. 5.

[60] Предтеченский Е. Церковное времясчисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи. СПб., 1892, с. 3-4.

[61] В Григорианском календаре эта важная закономерность нарушена тем, что там вообще изменен ритм юлианской системы високосов, о чем подробно говорилось выше 18).

[62] Святский Д. О. Очерки истории астрономии в Древней Руси, вып. VII. М,, 1961, с. 105-106.

[63] Насколько нам известно, средневековые византийские компутисты не пользовались «воскресными буквами», или «вруцелетами». Функцию последних у них выполняли так называемые «солнечные эпакты», которые представляли собой не что иное, как численные значения «воскресных бука», или «вруцелет» (см.: Отите! Ь. Ьа Спгопо!о&1е Раг18, 1^58, р. 183-185).

[64] Третий год от «Сотворения мира» високосный. Что касается самой даты от «Сотворения мира» (5503 г. до «Рождества Христова»)» то она выбрана византийскими хронологами не случайно. Согласно древнему церковному воззрению «Рождество Христово» рассматривается как рождение «Нового Адама», т, е. как воссоздание человека, которому предшествовало создание библейского «Ветхого Адама». А поскольку библейский человек был создан в шестой день творения и, как предполагается, в полдень, то и воссоздание его должно было последовать в этот же самый момент, но с интервалом в пять с половиной тысячелетий Выбор такого интервала объясняется требованием символ веской сим метрии. Согласно церковной традиции (см. § 24) время жизни мира после грехопадения подразделяется (по аналогии с днями творения) на семь тысячелетий (по 100С лет на один день) начиная с воскресенья Следуя этому счету «Рождество Христово» должно пасть на середину шестого дня мироздания, соответствующего в этом исчислении 5500 г от «Сотворения мира», Что же касается традиционной византийской даты от «Сотворения мира» (5508 г. до «Рождества Христова»), которой преимущественно пользовались в средневековой Руси, то ее надо рассматривать как вариант древней цифры 5500, который преследовал цель привести в согласие традиционное церковное счисление от «Сотворения мира» с государственным византийским счислением по пятнадцатилетиям (индиктам) (см., например: Приложение 2 к журналу заседания Комиссии по рассмотрению вопроса о реформе календаря 3 мая 1899 г., с. 18. Сост. Ъ. В Болотов. Русское астрономическое общество).

[65] Лалош Е. Времясчисление христианского и языческого мира, с. 122.

[66] Однако индикт как одно и3 составляющих этого цикла, имел непосредственное отношение * хронологии. Так, например, в датировках многих византийских памятников, начиная с надгробных плит и кончая историческими хрониками, присутствует "индикт". То же самое относится и к русским летописным источникам.

[67] Карамзин Н.М История Государства Российского, т. IV, с. 223.

[68] Иеромонах Иоаким, Полный церковно хронологический цикл (круг) времен и лет вечно  неисходимой и неизменяемой православной пасхалии в лицах М., 188С, с. XV.

[69] Scaliger J. Opus novum de emendatione temporum. Lutetiac (Paris), 1583.

[70] Здесь уместно вспомнить, что одним из первых, кто оценил достоинства Юлианского периода Скалигера, был великий Кеплер.

[71] См.: Журнал 8-го заседания Комиссии по вопросу с реформе календаря 21 февраля 1900 г Особое мнение члена Комиссии Ь. В. Болотова, с. 34 -(Русское астрономическое общество). Это прозвучало как предсмертное завещание выдающегося ученого, так как 5 апреля того же года его не стало.

[72] Принцип объединения круга и спирали при решении календарно-хронологических задач был впервые предложен нами в статье: Зелинский А Н. «Колесо Времени» в циклической хронологии Азия - Народы Азии и Африки, 1975, № 2; в календарно-астрономическом аспекте этот же принцип использован нами в работе: Зелинский А Н, Лунно-солнечный ритм в календарно-космологической системе Китая.- Девятая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады, ч. с. М., 1978.

[73] На Руси он совпадал с началом гражданского года и лишь в 1492 г. начало последнего было перенесено на 1 сентября. С 1700 г. по указу Петра Великого начало года было перенесено на 1 января. При определении событий по русским летописям и другим источникам необходимо учитывать эти особенности, для чего существуют специальные приемы (см., например: Каменцова Е.И. Хронология, М., 1967, с. 77-80).

[74] Существует два основных способа определения Пасхи. Первый — основывается на уже готовых пасхальных" таблицах, составленных для какого-нибудь определенного Великого индиктиона (Миротворного круга) или же для всех 15 Великих индиктионов сразу (см., например: Хавский П. Валаамский миротворный круг. М., 1864; ср. также: Иеромонах Иоаким. Полный церковно-хронологический цикл (круг) времен и лет вечно неисходимой и неизменяемой православной пасхалии. М., 1880). Второй способ требует предварительного определения «круга луны» и «круга солнца», после чего на специальной схематической таблице определяется пасхальная дата (см., например: Grumel L. La Chronologie, р. 311; ср. также табл. 4 настоящей работы). В связи с этим интересно отметить, что знаменитым математиком Гауссом в 1800 г. была выведена формула для предвычисления григорианской, александрийской и иудейской Пасхи (см. об этом: Математический сборник. Изд. Московского математического общества, т. 5, отд. 2. М., 1870, с. 73-92).

[75] Указанный период может быть четко выражен спиралью из двадцати восьми 19-летий.

[76] Подобная «вселенская спираль» будет состоять из пятнадцати таких 532-летий, каждое из которых может быть изображено так, как это предложено нами в настоящей реконструкции Миротворного круга (см схему I). Что же касается изображения 15-ти Великих индиктионов на настоящей модели, то они образуют у его центра «круг индиктионов», где начала каждого из них отмечены в датах от «Сотворения мира» и от «Рождества Христова» одновременно.

[77] Последнее выясняется достаточно просто, поскольку в центре нашей модели крупным шрифтом даны по порядку традиционные значения 19-ти пасхальных полнолуний (т. е. дат 14 нисана новозаветной Пасхи) - этого ключа к нахождению всех пасхальных дат.

[78] Соловьев С. М. История России с древнейших времен, кн. I, т. 2, СПб. (б. г.), с. 345;

[79] См. ,например: Селешников С.И. История календаря и хронология..., с. 84.

[80] Важно подчеркнуть, что при таком передвижении пасхальных дат все канонические требования будут строго выполняться, включая одно из главных - праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, понимая, что оно носит в данном случае не астрономический, а символический характер.

[81] Воронов Л. Календарная проблема, с. 195.

[82] Глубоковский Н. Н. О реформе календаря.- Православный миссионер. Пловдив, 1943, № 5-6. Цит. по: Деяния Совещания глав и представителей автокефальных православных церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии русской православной церкви, т. 1. М., 1949, с. 431.

[83] Журнал четвертого заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря 20 сентября 1899 г. Замечания В. В. Болотова, с. 18-19 (Русское астрономическое общество).

[84] В этом можно убедиться, если посмотреть на чертеже Великого миротворного круга, как движется дата весеннего равноденствия в пределах Вселенского юлианского цикла. Возникает невольный вопрос: стоило ли вообще вдохновителям григорианской реформы высказывать свои опасения из-за проблемы, для решения которой у них было в запасе еще добрых два тысячелетия?

[85] Вследствие этого с течением тысячелетий земная' ось будет указывать на иные звезды в качестве «полярной», и, например, через 12 000 лет «полярной звездой» станет Вега созвездия Лиры - одна из самых ярких и прекрасных звезд Северного полушария.

[86] См., например: Берри А. Краткая история астрономии. М., 1904, с. 72-75.

[87] Так, например, согласно Сенеке, знаменитый вавилонский астроном Бероз (III в. до н. э.) высказывал мысли с наступлении мировых катаклизмов через каждый период прецессии (см.: Duhem P. Le systém du monde, t. 1. Paris, 1914, р. 70).

[88] Однако некоторые ученые оспаривают это мнение, полагая, что начало такого счета восходит к Близнецам (см.: Винклер Г. Вавилонская культура в ее отношении к культурному развитию человечества. М., 1913, с. 98-99).

[89] Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976, с. 15.

[90] Тураев Б. А. История Древнего Востока. Л., 1935, с. 136. Известно, например, что со времен персидского владычества в Вавилоне 1 нисана. никогда не приходилось ранее 12 марта и позднее 18 апреля (см.: Биккерман Э. Хронология Древнего мира. М., 1975, с. 20).

[91] Тураев Б. А. История Древнего Востока, с. 137.

[92] См., например: Шницлер Я. Б. Иллюстрированная всеобщая история письмен. СПб., 1903, с. 88, 111, 147. .

[93] Интересно отметить, что на арамейском языке Христа и апостолов буква «Алеф» уже видоизменила свое начертание но, без сомнения, сохранила свой первоначальный символический смысл.

[94] О древнейшем происхождении первоначальной буквы «Алеф» из символа «Небесного Тельца» убедительно говорит Фламмарион К. (см.: Фламмаркон К. Звездное небо и его чудеса, СПб., 1899, с. 399).

[95] О высоте астрономических знаний того времени можно судить, например, по двум клинописным текстам из знаменитой Ниневийской библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала. Они буквально повергли в изумление современных астрономов. «Это таблицы фаз планеты Венеры, составленные на основании наблюдений в Вавилоне в течение 21 года правления вавилонского царя Аммизадуги (1646-1626 гг. до н. а,). Данные оказались настолько точными (ошибки в измерении угловых величин не превышали долей секунды), что с их помощью удалось установить абсолютную хронологию эпохи Старого Вавилона. Неясным остается лишь то, каким образом без современной оптики вавилонские звездочеты добились столь высокой точности» (см.: Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 19/1, с. 192-193).

[96] В связи с этим интересно отметить, что изображения Митры, убивающего ритуальным кинжалом Тельца, можно встретить на печатях из Малой Азии, относящихся к середине II тыс. до н.э. (см.: Cambeli S.A. Mithraic Iconography and Ideology. Leider, 1968).

[97] «…и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» (Ис., 32, 20).

[98] Одним из объяснений этого обстоятельства может быть то, что древние евреи были скотоводческим народом, разводящим преимущественно мелкий рогатый скот.

[99] Цит. по: Тураев Е. А. История Древнего Востока, т.1. Л., 1935, с. 35.

[100] Постановление константинопольского Трульского собора (692 г.) запретило эти изображения.

[101] Интересно, что значение это оно сохранило и в средневековой иудейской традиции (Zehrer S. Der gehenkte Gott. Berlin, 1959 Русский перевод: Церен Э. Лунный бог. М., 1976, с. 324).

[102] kepler J. Gesammeite Werke. Bd. Mysterium Cosmographicum, 1928. Идея Кеплера была поддержана знаменитым хронологом Людвигом Иеделером, который полагал, что «Звезда Волхвов» была не отдельной звездой, а сближением Юпитера и Сатурна на расстояние, меньшее видимого поперечника Луны (Ideeler L. Handbuch der mathematishen und technischen Chronologie, Bd 2. Breslau, 1883, 5. 399-407). Если эти предположения когда-нибудь подтвердятся и иными источниками, то традиционная дата «Рождества Христова» может быть отодвинута еще на три года назад (т. е. с 4 г. до н. э. на 7 г. до н.э.) и приближена к дате «Следованной Псалтыри» (8 г. до н. э.).

[103] Взятые по отдельности, буквы эти образуют греческое слово «рыба».

[104] Конечно, были исключения. Известно, например, что Климент Александрийский, Мннуций Феликс и Арнобий (в противоположность Бл. Августину) склонялись к концепции астральных циклов. Позднее это возродилось у последователей Иоахима Флорского (114О-1202), а дакже у Сигера Брабантского (ум. 1277 г.), который вернулся к теории «Платонова года» (26 000 лет) (см.: Thorndike L.A. History of Magic and Experimental Science during The First Thirteen Centuries of our Era, vol. 2. N.Y.,  1947).

[105] Лосский Бл, Догматическое богословие, с. 151-152.

[106] Тютчев Ф. И. Полy. собр. стихотв, т. 1. М.- Л., 1933, с. 177.

[107] Dante A. La Divina Comedia di Dante Alighieri. Torino, 1970, р. 939 (Paradiso, Canto XXXIII, 145).

 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 




Вернуться назад