Профетическое знание
Профетическое знание - это знание имагинации и предчувствия, выраженное в поэтическом языке. Например, в стихотворении А. Одоевского 1838 года "Брак Грузии с русским царством": "А железная рука, твёрдо правит осью мира", "Вечно к России любовью гори".
В стихотворении у Брюсова 1903 год современное видение Москвы в стихотворении "Конь Блед":
Улица была — как буря. Толпы проходили,
Словно их преследовал неотвратимый Рок.
Мчались омнибусы, кебы и автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.
Вывески, вертясь, сверкали переменным оком,
С неба, с страшной высоты тридцатых этажей.
А если посмотреть на текст Георгия Чулкова, написанный в 1924году, то можно убедиться его провидческой образности. Как точно он предрёк призрак Сталина, который ещё не был в то время диктатором.
Георгий Чулков
Ещё скрежещет змий железный
23 ноября 1924
Ещё скрежещет змий железный,
Сверкая зыбью чешуи;
Ещё висят над чёрной бездной,
Россия, паруса твои;
Ещё невидим кормчий тёмный
В тумане одичалых вод;
И наш корабль, как зверь огромный,
По воле демонов плывёт.
Оглавление раздела
Профетическое в символогии
Символическая жизнь это сложное переплетение, призрачные вымыслы реальности, новые интуитивные прозрения в концептуалистике повседневности. Символы сворачиваются и разворачиваются, западают и выпадают из сознания через случайные цифры, буквы, настенные знаки, это своеобразные пиктограммы современности. Они создают образ и напоминают о чем-то далеком, детском, забытом, это игра ума со священным, где происходит сублимация позиций. Или наоборот, возникает антисимвол там, где уже ничего не происходит и невозможно никакое развитие и дальнейшее превращение.
Символические переживания начинаются уже в детстве и связаны, как правило, с различными метаморфозами роста своего тела. А также в сравнении тела с различными предметами и объектами природы, и в этом языке бессознательного часто происходят ошибки, бесконтрольные ассоциации, несущие загадочный характер. Например, пупок это впадина, нос - фалл, женский гениталий - пещера. Женская грудь может быть поэтическим образом ночного холма или опуститься до предметного сравнения с каким-нибудь фруктом. Через сравнение человек переходит к символическим аналогиям, которые создают мир соответствий, охранительный план, плен, позволяющий вещам и ассоциациям быть на месте, совершать символический обмен.
Символические оппозиции, несущие противоположный характер, с одной стороны, разрушают всеобщую связь времени и пространства, а с другой стороны создают новое притяжение, помогающее увидеть комбинации разнородных смыслов. Интересно, что человеческий элемент никогда не поглощается символическим, который в свою очередь убивается божественным. Все эти три категории составляют единство, в его актуальных потенциях. Многие религии и многие мыслители пытались собрать отдельные изображения воедино, изобразить жизнь в ее целостности (См. дерево) и через поиск идеальных символов соприкоснуться с историей, несущей харизматический характер. Это видно на примерах египетских и ассирийских керубинов (крылатые львы и быки), херувимов в христианских иконах. Отсюда понятно, что символы не лепятся от фонаря, в них присутствует внутренняя логика архетипов, в них прорастают архетипы духа, души.
Например, архетип Великого Отца, который может воплотиться в образе мудрого старца, короля, волшебника шамана, диктатора. Архетип матери - в различных видах богинь, королев, и даже в скрытых корнях мандрагоры. Все это существует, произрастает в поле символов, связано друг с другом, во главе с опорным знаком, вокруг которого строятся мифологические системы. В покровах этих материалов разворачиваются еще не проявленные знаки, постепенно проступая через образы в жизни, в искусстве. Искусство действовать через символ открывает новые формы, а жизнь, действуя через символ пророчествует, особенно это видно в поэтических произведениях.
Будущее становится значительнее, колеблется между жизнью и смертью, примыкает к небу, космосу, являя собой заключительный космический аккорд, по новому освещая и воспроизводя исторические события. В разные века, когда были эпохи сокрытия мысли, тогда появились эзотерические части в алхимии, герметической философии в оккультизме и мистицизме. В это время для многих знаки стали звучать символически. Позже, уже в другое время они стали исполнять служебные функции: в астрологии, математике, химии в геометрии, становясь просто значками. Эти сочные знаки плеромы согласно оккультным преданиям китайского, санскритского и древнееврейского языка пытались через знаки сделать видимые идеи сакральными. Но с ними произошло то же самое, что и с пиктограммами в более ранние эпохи. При всей простоте они утратили сходство с изображенным предметам, так что современникам пришлось домысливать, догадываться. Объяснение устройства символа тождественно рассказу о нем, как он делался.
Мифологическое время универсально. Первоисточник не только причина голосов архетипов, но и магических сил, которые, будучи активированы ритуалами, сигиллами приводят к некому результату.
Мы употребляем одни и те же слова, но они означают не одно и то же. Аналогичный процесс происходит и с символами. Они переносятся из других культур, из других времен, и только через метонимию понятно происхождение символа, особенно это проявляется в сновидениях или в мифологиях. Например, в эпосе полинезийцев мужчина надевает на себя украшения и превращается в птицу-носорога. Птицы потом садятся на дерево и превращаются в цветы саговой пальмы. При всей этой причудливости и кажущейся случайности происходит процесс превращения хаоса в культурные формы , где воплощаются тотемные предки, браки между человеком и животным и где демонстрируются всевозможные видоизменения. (Когда не станет птиц – наступит апокалипсис).
В психоанализе желание символической смерти родителей часто встречается у многих детей. В играх тоже существует символическое присутствие, например, в преферансе один человек сидит на прикупе, он участвует, но не играет. Антология метких символических высказываний часто людьми применяется в поговорках и притчах. Каждый день может принести новую неотъемлемую возможность чего-то реализовавшегося и дает новое оформление проявленным достижениям. Символ это сырой материал нашей интуиции, синхронии и жизни, он дается нам в контакте с опытом.
Распознание значения без вмешательства и предварительно оформленного лингвистического элемента невозможно. Символы и знаки это первичные носители значения, а за ними просвечивает невидимая реальность.
|