Календари > Профетическое знание > Мелос в поэзии

Мелос в поэзии


25-07-2011, 19:46. Разместил: Куклев

 

Мелос в поэзии

Опыты священной поэзии

 

Что такое мелос? В словаре Александра Давидовича Вейсмана   «мелос»  - приятные дары и приданое,  и обозначение поэта.

 

Греческий термин Melos - применявшийся в Древней Греции обозначал мелодию или напев, а также был предназначен для пения лирического стихотворения. В музыкальной теории Древней Греции под «мелосом» понималось мелодическое начало музыки.

 

По моему мнению « мелос» это не мелодия, а источник, из которого истекают звуки, хотя современные концепции говорят, что звуки слов и музыки происходят из различных источников. Я считаю, что источник у слова и музыки один, но это разные «рукава» одной большой реки. См. также.

 

Давайте посмотрим, как проявляется «мелос» в поэзии. Например, у Блока он проявляется в «приближении звука». У него это не мелодия, а источник, из которого истекает мелодия. Его поэзия идёт от мировых глубин.

 

Мелос от зерна неба, хотя звук у того же В.Хлебникова становится именем и покорно исполняет приказы ума. У него всегда непонятное, истончённое в корнях, в звуке закрывалось неприятием, непонятием и нежеланием это распространять.

 

Есть слова и через них проходят нежные молитвы и сумерки космоса с мерцанием далёких звёзд. И такое творчество есть наибольшее отклонение от матриц жизни и правил искусства. Это язык упоительного ритма и выразительной пластичности. Это звуки, которые ещё не услышала проявленная гармония. Это звукосозерцание, где «мгновенья пыл рождает вечность» и творческое входит в постоянную связь с непрерывным континиумом.

 

Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я - для всех и ничей.

 

Константин Бальмонт, 1901 год

 

У Бальмонта волшебная речь и поэзия как волшебство. «Бальмонт,- как говорил Брюсов, - перед тем как переводить Ибсена, вместо норвежского стал изучать шведский».

 Наверное, потому, что для него уже не важен конкретный человеческий язык. Для него важна таинственность капли звука, где звуки капают как капли ноты. И он может приближаться к этому разными способами: медленно плыть, резко сдвинуться, подняться в воздух. И это проявление мы находим у того же Николая Гумилёва:

 

Звуки мчались и кричали,
Как виденья, как гиганты,
И метались в гулкой зале,
И роняли бриллианты.

 

Проявляется ли мелос в силлабике, где движение метра не выделяется, приближаясь к обычной речи, а ведь силлабика появилась из псалмов – полурелигиозного песнопения, исполняемого каликами-перехожими, например псалом о Лазаре или о царе Соломоне.

 

Надо конечно бы поговорить и о расширенном мелосе, синтезе музыки, слова и движения, но об этом уже в следующей статье.

 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 


Вернуться назад