Сделать стартовой Добавить в избранное
 

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВАЛЕНТИНА КУКЛЕВА


САЙТ О ВРЕМЕНАХ И ЗНАКАХ
Панель управления
логин :  
пароль :  
   
   
Регистрация
Напомнить пароль?
   
Семантическая энциклопедия Валентина Куклева » Путеводитель по Москве » Триумфальная площадь
Навигация по сайту
О сайте
Актуальные новости
Блог Хюбриса
Виды календарей
Визуальное мышление
Всё о книге
Другие люди
Книга Зелинского
Культурология
Лаборатория культуры
Мелос
Мистерия
Профетическое знание
Путеводитель по Москве
Работа с временем
Свобода
Симвология
Сотериология
Структурное знание
Фронезис
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ
Энциклопедия
эзотерической жизни
Расширенный поиск
Популярные статьи
Облако тегов
абстрактное искусство, алеф, Алистер Кроули, альфа, анима, апокалиптика, Березина, большие проекты, брендование, видео, визуальное мышление, время, другие люди, Дугин, живой календарь, здоровье, идентификация, календари, календарь, коучинг, маркетинг, мелоделамация, методология, осознанность, петух, Путеводитель по Москве, работа с временем, религия актеров, самоисцеление, семинары, символический, символы, синхрония, синэргия, современная музыка, стилистика текста, стихи, трансгуманизм, футур полюс, часы

Показать все теги
Путеводитель по Москве : Триумфальная площадь
 

 

На площадь выбежав, свободен
Стал колоннады полукруг,—
И распластался храм Господень…
О.Э.Мандельштам

 

«Две площади» 
или
«История русского оптимизма»

Внутреннее и внешнее описание, что-то вроде жанра путеводителя

Москва для меня началась позже метафизики. Моё детство проходило на площади Разгуляй…

Площадь Разгуляй (в XIX веке также Разгуляевская площадь) — площадь в Басманном районе Центрального административного округа г. Москвы.

Располагается на исторической Покровской дороге, между улицами Старой Басманной, Новой Басманной, Спартаковской и Доброслободской.

Кабак «Разгуляй» находился на месте нынешнего дома № 38 по Старой Басманной улице. Название «Разгуляй» установилось в официальном языке не позднее 1750-х годов, а сам кабак находился на Покровской дороге еще в XVII веке и просуществовал до 1860 года. А современный ресторан переместился ближе к Елоховской церкви.

Для меня в названии «Разгуляй» слышатся слова «гулять», с широкой русской душой, причём только «раз».

Что интересно, площадь Разгуляй до сих пор  не имеет юридического адреса. Все номера домов идут по Доброслободской улице или по Спартаковской.

 

В XVIII в. за площадью, между ней и Немецкой слободой, появилась Новая слободка, впоследствии названная Доброй слободой.

 

Между современными Доброслободским переулком и Спартаковской улицей располагался обширный двор с каменными и деревянными постройками. В 1753 г. он принадлежал обер-гофмейстеру и генерал-аншефу Д. А. Шепелеву. На площадь Разгуляй выходил забор с воротами, позади которых во дворе была каменная палата, за ней — деревянные жилые покои по «Ехаловой улице» (Спартаковской), сараи и службы позади палат, а за ними до самого «протока Ольховецкого» (речки Чечоры) — огромный сад, описанный С.Дурылиным. Сейчас здесь Плетешковские переулок и тупик.

 

По Доброслободскому переулку рядом с двором Шепелева был небольшой двор известного архитектора А. П. Евлашева, застроенный по переулку и по сторонам двора деревянными зданиями.

 

В конце XVIII и начале XIX в. двор Шепелева принадлежал графине Мусиной-Пушкиной-Брюс, жене известного археолога и библиофила — графа А. И. Мусина-Пушкина. Владение занимало около 90 га и было застроено мелкими одно- и двухэтажными зданиями. Но на Разгуляй выходил большой каменный дом с монументальным портиком классического стиля, построенный М. Ф. Казаковым (в сильно измененном виде он сохранился до наших дней). Аббат Сюрюг, настоятель французской церкви в Москве, устроил на этом доме солнечные часы, снятые с его фасада лишь в 1920-х годах.

В 1812 г. дом горел, и в огне погибла обширная библиотека Мусина-Пушкина с хранившимся в ней древнейшим списком «Слова о полку Игореве». В этом доме часто бывал поэт В. А. Жуковский, работал над материалами для «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин.

 

От Мусиных-Пушкиных дом перешел к казне, и в нем долгое время помещалась 2-я мужская гимназия. В советское время дом занимали просветительные учреждения.

 

На углу улицы Карла Маркса и Новой Басманной в XVIII в. находилась медицинская контора с аптекой.

 

Место ведания – это моя предтеча, моя история, родовой дом, свой угол  - 5-ти этажный флигель из красного кирпича, похожий на остроконечную башню, находился по Доброслободскому переулку д.4. Во дворе его помещалось 5-6 двухэтажных домиков.  Они создавали внутри двора лабиринт, окаймлённый деревянными сараями.

Площадь Разгуляй представляла собой метафизическое место, Теос[*], перводыхание и дух. С её угла, по правую сторону был виден Богоявленский собор, откуда почти постоянно доносился колокольный звон. В площадь втекала Старая Басманная, а вытекал Доброслободский переулок. В 50-е годы, если смотреть в левую сторону, шевелилась улица Карла Маркса, бывшая Старая Басманная. Что ещё можно сказать про семантику Разгуляя? Мой красный флигель находился за домиком Василия Львовича – дяди Пушкина, а далее домик портретиста Рокотова. А по другую сторону площади – домик пушкинского гробовщика, который, к сожалению, снесли.

 

Образ Москвы или своего угла для меня начинался с создания МИСИ и внутреннего двора. К сожалению, современная Москва потеряла свои тёплые углы из-за людей, которые не понимают внутреннюю семантику пространства. Воспроизводство энергетики самоидентичности местности Пастернак обозначал как «миг места».

Дом на Разгуляе - знаменитый «дом номер два» по Спартаковской улице, в котором сейчас находится Московский государственный строительный университет (МИСИ),  в XVIII веке построил представитель богатого и знатного рода - граф Мусин-Пушкин, и почти в то же время один его родственник женился на двоюродной внучке того самого графа Брюса.

 

Верно и то, что на фасаде здания между окнами второго этажа до сих пор заметны очертания доски-трапеции, напоминающей по форме крышку гроба. Когда-то на доске были выбиты очертания неправильного креста, названия месяцев года, цифры, астрологические символы и другие «непонятные» знаки, в середине был вставлен стержень.

 

В тридцатых годах прошлого века знатоки столичной истории, объединенные в общество «Старая Москва», специально занялись изучением «таинственной доски». Восемьдесят лет назад, в 1926 году, на торжественном заседании общества было объявлено, что трапеция представляет собой «вечный» солнечный календарь, устроенный по принципу солнечных часов.

 

В то же время, по неофициальным данным, среди учащихся инженерного института и жителей Разгуляя резко возросло число психических заболеваний и даже самоубийств, и московские власти приказали знаки сколоть, а саму доску закрасить.

 

Но среди студентов строительного вуза до сих пор ходят слухи, что за доской в здании института есть потайная комната, где спрятаны сокровища (волшебные книги) Брюса.

 

Но почему же, вначале была метафизика? Потому что в марте 1953года, я, пятилетний мальчик, оказался на самом краю площади, под аркой. Каким образом меня вынесло на это место, я не помню. Помню только реку людей, которая двигалась от Богоявленского собора, блестевшего на солнце куполами, пересекающая Разгуляй, вливаясь в Старую Басманную, смешиваясь и унося всех вверх, к Земляному валу. Я забился под маленький уступ арки, которой сейчас уже нет, а потом меня кто-то нашёл с нашего двора. Вот фотография 1953года, которую мне удалось найти в Интернете. 

 

Разгуляй - фотография 1953года

Но человек есть сгусток форм памяти и одна из них – семантическая память на пространство. Это всплывающие переулочки доброй слободы. Вспышка памяти освятила тихие уютные домики, которых уже  нет. И от этого очарование и теплота данного места, где за каждым окном и в цокольных полуподвалах тихо проистекала обыденная жизнь. Как передать эту глубь глуби?

 

Только стихами…

 

Я здесь когда-то в детстве жил, здесь начиналась моей истории предтеча

Злой срок тянул, как будто из последних жил

С особою пометкою на коже, знакомый тополь старожил

А у домов поймался, страдавший поздно вечер.

 

Тут память затекла, водила во дворах преамбулой

У стен до дыр звенел пристенок, особым звуком потертых пятаков

Тут тополь бродил по ночам, пропавшим бездомным сомнамбулой,

Потом отправлялся туда, куда во тьму, в никуда уходил Токмаков.

 

И чтобы не спутаться, не сбиться с верного тона

И чтоб не увлечь за собою толпу простаков

 

Он как призрак, оставшись без отчего дома

Вслед за туманами, с ручьями дождя, мой уплывал Токмаков.

 

Маньяк и убийца, знак событий он знал на этих местах

А слева маячил ломбард в неподвижности жёлтого плена

И дальний голос как, птицу поймает за хвост, он по этой части просто мастак

Пока его покатую крышу клешнёй обнимает антенна.

 

За дымом костров соната играет на струнах веков,

Начало всё медлит и медлит и песня эта нетленна

За Разгуляем тянулся, за таком, наш Токмаков

За облаками, сегодня спешащих  на остров «Святая Елена».

 

Наши предки рассчитывали, что судьба будет к ним благосклонна и нашли место в Москве, где можно будет отмечать грядущие победы. Если Разгуляй это внутренняя площадь города, тихая и незаметная, то Триумфальная площадь – это внешний аспект, громогласный и трубящий. Что и подтверждают те функциональности, которые возникли на этом месте.

 

Сначала для этой цели были построены деревянные триумфальные ворота, впоследствии именовавшиеся «старыми». Старые триумфальные ворота были поставлены на пересечении садовой и Тверской Улиц. Через них Император Александр I, во главе русских войск торжественно въехал в Москву в 1814 году, возвращаясь из Парижа. Архитектор О.И. Бове спроектировал Новые триумфальные врата и заложил их у Тверской заставы, открывая въезд Петербургской дороге. Скульптурное убранство носило символический характер: фигуры славянских воинов, 48 гербов русских губернией, колесница Славы, как торжество русской победы. Постройка была завершена в 1834 году, но освятить её митрополит Филарет (Дроздов) отказался, на основании того, что пришлось бы освящать мифологических богов и богинь. В 1936 году ворота разобрали, и отдельные детали поместили в Донской монастырь, а в 1966 году их копии водрузили в конце Кутузовского проспекта Триумфальной аркой.

 

Пространство и архитектура это комфортный знак для зрения и поэтому архитектура лучший герой для кино. Но снять город очень трудно, не понимая сакральности данного пространства, так как я не чувствую сакру данного места, я его буду описывать внешне, как это делали художники киноглаза: Дзига Вертов и Кауфман.

 

Итак: на бывшей Триумфальной площади вновь открыл двери «Дом Ханжонкова». Москва постепенно вспоминает собственную историю.

 

Километры кинохроники – живая и достоверная история города сохранилась благодаря Александру Ханжонкову. В его работах в лицах царей и городских обывателей, военных, уличных торговок, возник волнующий коллективный портрет времени.

 

Фигура Человека с киноаппаратом или фотокамерой становится метафорической для фильма, который условно снимаем мы о Триумфальной площади. Человек с киноаппаратом станет своеобразным рассказчиком, гидом, связующим звеном между эпизодами въезда в Москву через «врата триумфальные царского священнейшего отца отечества» и строительства гостиницы «Пекин», торжественного заседания правительства на станции метро «Маяковская» в осаждённой Москве и самого обыкновенного сегодняшнего дня площади, где разгоняют различные демонстрации.

 

Триумфальная площадь была создана на тогдашней окраине города для Триумфов русского оружия – оказания высших воинских почестей полководцам – победителям. Множество раз в своей долгой истории Москва торжественно встречала здесь своих героев.

 

Потом уже в новые времена площадь, словно «намоленная», счастливая, станет местом триумфа для многих москвичей…

 

Человек с киноаппаратом «снимает» эти триумфы:

 

Здание, в котором должны были идти спектакли Всеволода Мейерхольда, где сейчас находится Концертный зал имени Петра Ильича Чайковского, имеет давнюю театральную историю. Трехэтажное здание, располагающееся на углу Тверской улицы и Триумфальной площади, в 1922 г. было передано Театру им. Мейерхольда. Однако старое помещение не устраивало режиссера-реформатора, и он задумал построить новый театр, оснащенный по последнему слову техники.

 

В разработке проекта принимали участие архитекторы А.В. Щусев, М.Г. Бархин, С.Е. Вахтангов. К 1938 г. были возведены стены театра. После ареста В.Э. Мейерхольда и закрытия его театра недостроенное здание было передано Московской филармонии. В 1940 г. архитекторы Д.М. Чечулин и К.К. Орлов закончили наружную и внутреннюю отделку зала. Открытие концертного зала состоялось 12 октября 1940 г. - к 100 летию со дня рождения П.И. Чайковского.

 

Орнаментальная отделка фасада и десятиколонный портик напоминают Дворец Дожей в Венеции. За этим зданием следуют здания «Театра Сатиры» и «Моссовета», находящихся в саду «Аквариум». Мы не будем описывать всю историческую «глубину» этого места, а возьмём историю с 1910 года.

 

В 1910 году по проекту архитектора А. Н. Новикова был выстроен новый вход в сад.

 

В саду в разные годы работали тир, кегельбан, фотография, площадка для гимнастики, в одной из беседок размещался аквариум; в 1910—1912 годах в здании зимнего театра действовал каток.

 

Сад и театр «Аквариум» в конце XIX — начале XX века занимал определенное место в театральной жизни Москвы, здесь начала свою жизнь частная опера Зимина, в летнем театре выступал «Буфф» и устраивались дивертисментные программы.

 

В 1921 году в течение весны и лета ежедневно на сцене сада «Аквариум» с большим успехом шел спектакль «Путешествие Бульбуса 17—21», сатирическое обозрение послереволюционной жизни, где четыре роли исполнял Леонид Утесов, и где он впервые выступил как руководитель комического джазового голосового оркестра (джаз-гола).

 

В 1923 году в зимнем театре «Аквариум» открывается мюзик-холл, где выступают Н. Смирнов-Сокольский, Л. Утесов, Г. Ярон и др. 

 

Кинотеатр А.ХанжонковаДалее человек с фотокамерой снимает кинотеатр А.Ханжонкова, открытый в 1913 году самый большой и самый популярный кинотеатр, где в советские времена был кинотеатр «Москва», напротив памятника Маяковскому, открытого 28 июля 1958 года работы скульптора Александра Кибальникова; овации в «зале Чайковского» и кукольное действо в театре у Сергея Образцова, здание которого было примером советского долгостроя.

 

Но в повествовании об этих триумфах хочется говорить не только о героях, артистах, музыкантах, но и удивительную публику Триумфальной – её слушателей и зрителей.

 

В условном фильме мы увидим лица давнишних и сегодняшних москвичей.

 

В рассказе о Триумфальной площади нельзя не отметить её роль в формировании «поколения шестидесятников» - явления так много определившего в нашей духовной истории.

 

Об этом времени в фильме может рассказать самый обыкновенный москвич, когда-то стоявший в ночных очередях у театра «Современник», слушавший стихи у памятника Маяковского, передававший из рук в руки, зачитанные до дыр номера журналов. Поэтическая группа «Смог» и редакция журнала «Юность» - часто триумфы имели драматические последствия.

 

Наверное, для тех,  кто сейчас выходит из театральных подъездов на вечернюю Триумфальную площадь она не является местом, где патриотизм слит с патетикой истории города. Проход пленных немцев, демонстрации 68 года и 90-ых не связаны в сознании современников с этим конкретным местом. Но чем, постепенно, становится Триумфальная площадь, которая в данный момент вся огорожена и перекопана? Может быть нынешняя власть пытается оградиться от неприятностей, как это было с Манежной площадью? Для современников пока что это остаётся тайной. А тайна будущего также завораживает, как и тайна прошлого.

 

* Теос — «дыхание, дух», сакральное место в малой Азии, тайный город Измира. В IV веке н.э. в Греции пытались его оживить, вначале поселились дионисийские художники, члены религиозного общества актёров. Из известных людей выходцем из Теоса был поэт Анакрион. Все сведенья о раннем Теосе утрачены.

 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 


Ключевые теги: Путеводитель по Москве
 
 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 
   
 
 (голосов: 0)
Комментарии (0)  Распечатать