Календари > Визуальное мышление > Предчувствие будущего
Предчувствие будущего25-04-2010, 20:39. Разместил: Куклев |
Предчувствие будущегоК большим проектам, таким как КЕПС, ГОЭЛРО в 20-30-е годы, можно отнести и проект Соцгород.
Представление о гармоничном месте для жизни пришло к нам из древности. Ещё в те давние времена люди слагали легенды и мифы о земном рае - это и город Китеж в славянской мифологии и Новый Иерусалим в православии, т.е. так или иначе все идеи о рае земном сводились к теме реального земного города.
Поэтому и большевизм, победивший в России в 1917году, светлая эра всего человечества, имеет черты мифологий и религий прежнего времени, с той разницей, что все прежние представления о рае были заменены на идеи коммунизма, равенства и братства.
Пришло время влиять на будущее, гармонично его изменять и для архитекторов оно начинало воплощаться в градостроительстве, в виде проектирования новых городов, соцгородов или «города-сада», как модели нового общества трудящихся.
Хотя идея города-сада впервые была представлена в 1898году английским социологом-утопистом Эбенизером Говардом в книге «Города-сады будущего».
Говард считал, что на смену большим промышленным городам (19век) должны прийти небольшие, компактные города-сады, объединяющие город и деревню, с небольшой численностью (до 30тыс. человек) жителей. Эти города должны были строиться группами до 250тыс. жителей. Структуру такого города составляли концентрические круги с центром – парком, далее следовала зона-круг жилого сектора и на окраине располагались заводы и фабрики.
Именно тогда, в начале 20века и зарождается стиль конструктивизм, основная идея которого – функциональность, целесообразность, естественность, простота форм, обилие стекла и металла. Предпочтительные цвета: благородный чёрный, красный, чистый белый, простые цвета - синий, жёлтый, блеск металла. Отличительная особенность этого стиля – пространственные решения: исчезли маленькие комнатки, перегородки, пространство расширилось и наполнилось светом.
Хотя идеи конструктивистов соответствовали коммунистической идеологии того времени, но реализовываться начали совсем другие подходы.
Так, например, проект Ивана Леонидова содержал зерно опережающего развития, но реализован не был, так и остался проектом.
Как трудно из 20-х, забегая вперёд, смотреть на 2000-е, а от туда смотреть на настоящее, чтобы исправлять очевидное и направлять не очевидное. Эта функция дана архитекторам, но этим должны заниматься проектировщики более высокого профиля, которые как вид, отсутствуют в России.
Куала-Лумпур. В образе реализованного проекта 1998года угадывается визуальный язык И.Леонидова.
Интересным и нереализованным остался его проект Город Солнца. Город Солнца Леонидова – это мировой центр наук, искусств и воспитания. Потом эти идеи воплотил в своих трудах Йегер Вернер, немецкий историк и филолог, в концепции Пайдейя-полис, где формулировалось идеальное культивирование универсального на основе обучения и духовного развития.
Идея города Солнца воплотилась в современном проекте в Дубаи, именно там решили создать свой энергетически независимый город, здания которого полностью питаются от солнечных батарей.
Также известны имена архитекторов-конструктивистов 20-х годов: братья Веснины, К.С. Мельников, Гинзбург, художник-конструктивист Казимир Малевич. А также к конструктивизму обращались многие знаменитые художники: в Германии — Вальтер Гропиус и его «Баухауз», в Голландии — Тео Ван Дусбург и Пит Мондриан, во Франции — Фернан Леже и художники группы «Золотое сечение». «Отцами» конструктивизма считаются французский архитектор Тони Гарнье со своим проектом «Индустриальный город» (1901–1904) и немец Петер Бренс. Они первыми стали использовать железобетон, позволяющий свободно комбинировать объекты в пространстве, тем самым достигая особой напряженной выразительности конструкций..
В 1925 году была создана творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений.
И всё же основными оставались вопросы: каким должен быть город при социализме-коммунизме? Должен ли пролетариат жить в домах-коммунах с общей кухней и прачечной? Или победившему народу лучше расселиться по собственным домам, стирая грань между городским центром и окраиной? Горячий спор между «урбанистами» и «дезурбанистами» в конце 1920-х возглавил Л.Сабсович. Он выдвинул идею расселения, создания экогородов социалистического типа. Это города в чистом поле на расстоянии 50-70 км от существующих, дома-коммуны на 2-3тыс жителей, « в которых могла бы планомерно и организованно развиваться коллективная жизнь людей». В противовес ему выступил М.Охитович, последователь «дезурбанизма», с концепцией линейного города, с идеей строительства по всей России дорог и всеобщей автомобилизации, малоэтажное строительство из легких конструкций. (Такая идея линейного города была воплощена при строительстве Лос-Анджелеса, города машин и автострад).
И в 1929 году был разработан первый проект соцгорода, интересной особенностью этого проекта была запроектированная фабрика-кухня на 25тыс. посетителей, прообраз современного заведения фаст фуда.
Идеи жилища нового типа для трудовых коммун прослеживаются и в проекте Г.Крутикова «Летающий город». В 1928году молодой архитектор представил свой проект. Основная идея которого заключалась в том, чтобы не застраивать землю, а оставить её для отдыха и труда, а жильё перенести в небо, для организации там коммун. Жилые комплексы должны были как бы парить в воздухе, а люди в кабинах перемещаться между ними.
Почему мы так подробно рассматривали конструктивизм 20-30годов?В то время были сформулированы идеи, которые могли бы решить проблемы современных мегаполисов: экология, пробки, плохая среда для человеческого проживания. Известно, что из всех решений реализуется наихудшее. Так и произошло в нашей стране. На примере этого материала, мы посмотрели, как рождаются проекты. Что из них реализуется, а что нет. Какие концепты работают до сих пор. В проектировании надо смотреть, забегая на полвека вперёд, предугадывая основные тренды.
Рассмотрим опыт современных городов будущего, реализованных на западе. Например, город София Антиполис во Франции – центр образования и развития технологий, построенный недалеко от Ниццы, на Лазурном берегу. При его строительстве многие считали, что инновацию невозможно развивать в курортном месте, но это место выбирали такие художники-мэтры как Марк Шагал и Фернанд Леже.
Этих всех условий не было у проектантов 20-30х годов, и поэтому в целом проект не удался.
В наше время снова проснулся интерес к этим идеям, которые стали называться Технопарками, Инногородами, Футурполисами.
Правительство наметило 45 точек развития России, так понимая современную модернизацию, но, не осознавая опыт предшественников, трудно будет создавать жизнеспособное общество без социо-культурной основы, без системного понимания будущего.
Вернуться назад |