|
§ 10. Однако вернемся снова к дате 14 нисана и рассмотрим ее теперь с точки зрения календарно-астрономического содержания.
Авив или нисан - это первый весенний месяц в древнееврейском лунно-солнечном календаре, месяц, когда происходит в Палестине созревание самого раннего хлеба, «месяц колосьев» (Исх., 13, 14). 14 нисана - это четырнадцатое число этого месяца, когда Луна насчитывает 14 дней со дня появления своего тонкого первого серпа. Это день полнолуния, день заклания агнца и одновременно канун ветхозаветной Пасхи. Что же касается 1 нисана, то это начало древнееврейского календарного года, всегда совпадающее с новолунием(17). Но не следует забывать, что ни начало, ни середина месяца в лунно-солнечном календаре не есть величина постоянная, имеющая свое фиксированное место в годовом круге, подобно числам месяцев привычного нам солнечного календаря. Начало лунных месяцев в лунно-солнечном году все время колеблется в определенных пределах, согласно закономерности 19-летнего Метоновского цикла. Следовательно, меняет свою дату и середина месяца, т. е. его 14 нисана. В интересующую нас эпоху Никейского собора границы колебаний ветхозаветной Пасхи (т. е. даты ее 14 нисана) лежали (со средним допуском ±1 сутки) между 18 марта и 12 апреля в датах Юлианского календаря (см. табл. 2)(18). Из этого следует, что практически ветхозаветная Пасха почти всегда праздновалась после весеннего равноденствия, которое в эту эпоху падало на 21 марта. Но в этом «почти всегда» и кроется одно из причин пасхальных споров доникейского периода, о которых мы скажем ниже.
Если даты 14 нисана перемещаются в солнечном календаре по законам 19-летнего цикла, то для определения этой даты в любом нужном нам году необходимо прежде всего знать ту дату 14 нисана, с которой начинается первый 19-летний цикл. В еврейском календаре начало первого лунного круга в 19-летнем цикле совпадает с началом ветхозаветной эры от «Сотворения мира», т. е. с 3761 г. до н. э. Что же касается христианских пасхалистов, то начало их лунного круга тоже приходится на первый год от «Сотворения мира», за который принимается 5508 г. до н. э. Но самое любопытное заключается в том, что в условиях практического счета от определенной выбранной даты начала этих 19-летних лунных кругов (т. е. их порядковые номера) совпадают и в еврейском календаре, и в христианской пасхалии. Так, первый год так называемого «сирийского лунного круга», принятого за образец никейскими пасхалистами (288 г. н. э.), совпадает с первым годом «еврейского лунного круга"(19). Эти совпадения отнюдь не случайны, как не случайна внешняя и внутренняя связь между ветхозаветной и новозаветной Пасхой.
Таким образом, установив, что начала лунных кругов в еврейской и христианской пасхалии совпадают, нам остается выяснить, совпадают ли также у них и даты 14 нисана? И вот здесь мы сталкиваемся с первыми трудностями. Сравнив значения 14 нисана еврейской и христианской Пасхи на протяжении всего 19-летнего круга, мы обнаруживаем, что под 5 и 16 номерами "сирийского лунного круга" новозаветные значения 14 нисана перенесены на месяц вперед и уже не совпадают с ветхозаветными. Это объясняется тем, что даты 19 и 18 марта, падающие соответственно на 5 и 16 номера "еврейского лунного круга", приходятся на время до начала весеннего равноденствия(20). А весеннее равноденствие (21 марта для той эпохи) было для христианских пасхалистов важнейшей границей, ранее которой не могла праздноваться Пасха.
Таблица 2 Девятнадцатилетний лунный круг (реконструкция автора)
Крестиками отмечены те порядковые номера 19-летнего лунного круга, которые в двух его вариантах соответствуют годам с добавочными лунными месяцами (т.е. состоящих не из 354, а из 384 дней). Ввиду повторяемости Луниных показателей по 19-летиям хронологические даты, начиная с 288 г. н.э., даны с интервалами в 20 лет.
<<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>>
|
|