Сделать стартовой Добавить в избранное
 

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВАЛЕНТИНА КУКЛЕВА


САЙТ О ВРЕМЕНАХ И ЗНАКАХ
Панель управления
логин :  
пароль :  
   
   
Регистрация
Напомнить пароль?
   
Семантическая энциклопедия Валентина Куклева » Книга Зелинского » § 28
Навигация по сайту
О сайте
Актуальные новости
Блог Хюбриса
Виды календарей
Визуальное мышление
Всё о книге
Другие люди
Книга Зелинского
Культурология
Лаборатория культуры
Мелос
Мистерия
Профетическое знание
Путеводитель по Москве
Работа с временем
Свобода
Симвология
Сотериология
Структурное знание
Фронезис
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ
Энциклопедия
эзотерической жизни
Расширенный поиск
Популярные статьи
Облако тегов
абстрактное искусство, алеф, Алистер Кроули, альфа, апокалиптика, Березина, большие проекты, брендование, видео, визуальное мышление, время, другие люди, Дугин, живой календарь, здоровье, идентификация, календари, календарь, коучинг, мелоделамация, методология, неоевразийство, осознанность, петух, Путеводитель по Москве, работа с временем, религия актеров, самоисцеление, Сатья Саи Баба, семинары, символический, символы, синхрония, синэргия, стилистика текста, стихи, творчество, трансгуманизм, футур полюс, часы

Показать все теги
Книга Зелинского » § 28
 

§ 28. Рассмотрим теперь более подробно составляющие Великого индиктиона. О значении 19-летнего «круга луны» в пасхалии, т. е. о смысле 19 дат новозаветной Пасхи, мы уже говорили в § 10, указывая на различие в особенностях лунно-солнечного счисления, принятого для определения дат ветхозаветной и новозаветной Пасхи. Теперь же от «круга луны» мы должны перейти к «кругу солнца» и разобраться в значении величины «28» как второго важнейшего числового компонента всех пасхальных вычислений.

 

 

Если 19-летний Метоновский круг был известен у средневековых компутистов Византии и Рима под названием «круга луны» (circulus lunae), то 28-летний круг получил наименование «круга солнца» (circulus solis). Эта связь 28-летнего круга с Солнцем (в отличие от связи 19-летнего круга с Луной) носила чисто символический характер. Однако она покоилась на одном весьма важном основании, свойственном только Юлианскому календарю: через каждые 28 лет дни седмицы (т. е. недели) падают в этом календаре на те же самые числа месяцев. Эта чрезвычайно важная особенность Юлианского календаря делает его календарем циклическим, действующим с ритмом раз и навсегда заведенного механизма. Указанный ритм обусловливается той системой високоса, которая принята в этом календаре. Ведь если каждое юлианское четырехлетие содержит, как мы видели выше, 1461 день и несоизмеримо с недельным ритмом, то семь таких четырехлетий, т. е. 28 юлианских лет, будут содержать 10 227 дней (1461x4=10 227), или 1461 неделю)(61).

 

 

Эта особенность Юлианского календаря породила в свою очередь одну весьма любопытную и важную для пасхальных вычислений систему, которая у средневековых компутистов (т. е. вычислителей) Европы получила название Litterae dominicales (т. е. «воскресных букв»). На Руси же начиная с XIV в. эта система получила наименование «вруцелет». Название, вероятно, произошло от древнерусского выражения «в руце лето», что означало способ удерживать в памяти различные календарные даты, располагая числа по суставам пальцев руки(62).

 

 

Смысл применения «вруцелет» заключался в том, что с их помощью можно было простым приемом, не прибегая к специальным вычислениям и громоздким таблицам, определять воскресные дни любого года. Определение же этих дней, начиная с Пасхи, имело огромное значение для предварительных вычислений всех подвижных праздников и седмиц, следующих за Пасхой и великопостных церковных дат и седмиц, предваряющих ее(63).

 

 

Для осуществления этой цели дни седмицы были означены семью первыми буквами славянского алфавита (за исключением букв Á и Æ, которых нет в греческом языке), расположенными в особом порядке. Порядок этот был связан с последовательностью «дней творения» библейской традиции, но связан совершенно своеобразно, своего рода «обратным счетом» или «зеркальным отражением». Это можно представить себе так:

 

 

I. Прямой порядок «дней творения»

1

2

3

4

5

6

7

Воскресенье

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

II. Обратный порядок «дней творения»

1

2

3

4

5

6

7

Воскресенье

Суббота

Пятница

Четверг

Среда

Вторник

Понедельник

À

Â

Ã

Д

Å

S

Ç

(аз)

(веди)

(глаголь)

(добро)

(есть)

(зело)

(земля)

 

Такое расположение славянских букв и их численных значений было сделано для того, чтобы в дальнейшем все «воскресные дни» следовали друг за другом в алфавитном порядке, начиная с буквы à, которая, как мы увидим ниже, стоит против воскресенья первого года мироздания. Но поскольку библейский человек создан на шестой «день творения», в пятницу, и в пятницу же согрешил, то первый год мироздания начинался не с воскресенья (первого «дня творения»), а с пятницы (последнего «дня творения»), так как до грехопадения нельзя было говорить и о времени в человеческом смысле. Таким образом, если по традиции вести счет времени с пятницы  1  марта 5508 г.  до «Рождества Христова», то последующий порядок дней с их буквенными значениями будет таков:

 

III. Порядок дней первой седмицы от «Сотворения мира» с соответствующими значениями «вруцелет»

1

2

3

4

5

6

7

Пятница

Суббота

Воскресенье

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Ö3

Á–2

À–1

Ç–7

S–6

G–5

Ä–4

 

Указанный порядок «вруцелет» остается неизменным, поскольку буква Ã всегда показывает первый день года, независимо от того, с какого дня недели данный год начинается. Если первый год от «Сотворения мира» начался пятницей, то его «вруцелетом» будет буква À, которая покажет все воскресные дни этого года. Следуя этому счету, второй год начнется субботой, и его «вруцелетом» станет буква Á, поскольку суббота станет на место пятницы. Третий год начнется воскресеньем, и его «вруцелетом» станет буква Ã, так как теперь воскресенье станет на место пятницы. Однако четвертый год (по причине того, что третий год считается високосным(64)) начнется не понедельником, а вторником, и его «вруцелетом» станет буква Å (см. табл. 3).

 

 

Итак, мы видим, что «воскресные буквы», или «вруцелеты», следуют друг за другом в алфавитном порядке, который нарушается только после високосных годов, когда приходится пропускать одну букву. Таким образом, зная порядок "воскресных букв" для всего 28-летнего периода, совсем нетрудно найти порядок воскресных дней любого нужного нам года при условии, что нам известен порядковый номер года в 28-летнем цикле.

 

 

Нельзя не признать, что система «воскресных букв» («вруцелет») является практически незаменимым и весьма удобным способом для определения порядка дней любого интересующего нас года. По сути дела она дает на примере модели Великого миротворного круга, рассматриваемого в настоящей работе, сразу всю картину года. Последнее обстоятельство может быть чрезвычайно полезным и необходимым при целом ряде изысканий хронологического и исторического характера. Однако сфера ее применения, естественно, ограничена Юлианским календарем, так как григорианская реформа неизбежно нарушила всю описанную выше систему. Из-за нарушения юлианской системы високоса продолжительность григорианского периода составила не 4 года, а 400 лет (см. § 18). Поэтому для «круга вруцелет» там понадобилось бы не 28 лет, а 2800 лет, что практически превратило бы этот цикл в непериодический и совершенно непригодный для указанных выше расчетов.

 



<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 


 
 
 
 
Опубликовано: 16 ноября 2010, 15:46 Распечатать