Календари > Другие люди > Из песни Гесслера, слова не выкинешь…
Из песни Гесслера, слова не выкинешь…4-05-2011, 20:59. Разместил: Куклев |
Из песни Гесслера, слова не выкинешь…
Если припомнить атмосферу конца 60-х начала 70-х годов, которая в СССР складывалась в жанре шансона, то это было время талантливого любительства. Естественно, на эстраду эти люди не могли выйти по причинам чисто идеологическим, к тому же шансон, как искусство сценическое не существовало в стране, в отличие от привечаемого французского - «песен рабочих кварталов». К тому же счастливых обладателей катушечных магнитофонов тогда было не много. Чуть позже, к середине 70-х, тиражирование «Яузой» позволило Окуджаве, Визбору, Галичу, а затем и Высоцкому найти свои аудитории, а тогда исполнители пели по квартирам и клубикам, если было знакомство с зав. клубом: ни «авторской песни», ни аббревиатуры КСП не существовало. Предоставлять сцену неизвестным людям, выступающим в нераспространенном жанре, было трудно. Поэтическая бардовская линия Ю. Кима, В. Луферова, Александра Седова, Феликса Иванова, А. Мирзояна выделяла Алексея Гесслера. Его высокий рост, длинные усы, нервные интонации придавали исполнению ту подлинность, на которой держится смысл шансона. Естественная теплота человеческого голоса, естественные интонации, точные искренние обертоны выделяли фактуру исполнения Гесслера. Индивидуальность, открывающаяся естественным способом – исполнением песни. Нас в то время с Алексеем и Ф. Ивановым и Сашей Седовым интересовала выразительность как искусство, как эстетика. Поиск шёл не только в области звуков, обертонов, но и в плоскости движения, жеста. Однако, искалась не только выразительность, но и то, что за ней стоит. Некая звуковая сутевая субстанция, мелос. Важен был не только знак выразительности, но и что исполнитель представляет собой как человек, его индивидуальность, его субъективная ценность. Искалась гармония синтеза музыки, слова, движения навеянная Пекинской музыкальной Драмой. Как притягательна была эта идея: создать театр песни по принципу французского зала «Олимпия» или того, что создала Е. Камбурова в 2000 году. Алексей Гесслер тогда работал в клубе «Красный текстильщик», где был ещё филиал «Иллюзиона». Туда на два вечера нам удалось собрать всех тех, чьи имена были здесь перечислены. Гесслер исполнил тогда: «Я любил бы тебя…» на стихи Ефима Друца и «Раду». Рада, Радонька моя, Златорада! Он пытался искать особые приёмы интонирования текста, и мы с ним занимались в этом направлении. В то время он писал музыку к единственному моему учебному фильму… Шансон – искусство штучное.… Исчез, впоследствии тот круг, где каждый пошёл своим путём: это отдельные истории жизни и судеб. Поздний Гесслер, под влиянием Е. Друца, увлёкся цыганским фольклором, и наши творческие контакты с ним прекратились. Он не пошёл по пути развития своего творчества, может оттого, что не писал стихов. А может оттого, что больно его песни были «далеки от народа…». Время было «не…» Но это не важно уже сейчас, когда его нет… Важно, что его голос и интонации, спустя 30 лет звучат у меня в ушах: «Я любил бы тебя, да река за спиной извивается медленно…». Я не помню всего текста Е. Друца, но эту строчку я не мог не написать в стихотворении, посвященном А. Гесслеру… «Я любил бы тебя, да река за спиной
Вернуться назад |