Календари > ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ > Анима

Анима


21-03-2010, 21:29. Разместил: Куклев

 

АНИМА (ДУША), animus

Вселенская душа Платона  (у египтян она обозначалась как "пта") в одном из своих аспктов есть мировая душа. Пта означает - тот, кто снимает покров с лица мумии умершего, чтобы призвать душу к жизни в лоне Кнеф.

 

По Платону души до рождения пребывают в некотором элизиуме. Тело Кесджан - средняя душа по Гюрджиеву соединяет нижний и верхний мир.

 

 

По мнению Карла Густава Юнга,  имеет четыре уровня. Первый - Мария Богоматерь, Беатриче (романтическое представление) и София (мудрость, вечная женственность, близость к бессмертию, это также техническое умение). Ева - мать, женское естество.

 

 

Это варьирование говорит о принципах либидо и его превращениях, которые происходят в мужчине во время его сновидений и в реальных отношениях с женщинами. Мужчине трудно в одной женщине реально воплотить все эти аспекты. Поэтому он бессознательно склонен постоянно искать новые объекты для переноса своего Эроса. Проблема анимы как раз и состоит в том, чтобы удерживать в равновесии мужское и женское вещество души, что нашло выражение в символе андрогина.

 

Если происходит утрата мужского вещества души мужчины, он “обабиввается”, недаром многие мужчины в старости имеют бабьи лица. Анимус - мужской аспект женской души и персонифицирован в принципе мужского познания.

 

Отождествление с анимусом делает женщину жесткой, оспаривающей свои права и претендующей на равноправные роли в обществе. Но когда прорывается ее “внутренний мужчина”,  она теряет контроль над анимой, над женским веществом своей души. Поэтому многие женщины к старости имеют мужские лица.

 

Проекция собственной души, которая переносится на конкретную возлюбленную или возлюбленного. Весь куртуазный мир средневековья пронизан этими трансферами, вовлекая нас в тайну сеньялей, в этот семиотический акт наречения. 

 

Дон Кихот, выбирая по рыцарскому обычаю даму сердца, дает простолюдинке Альдонсе Лоренца имя Дульсинеи Тобосской.

 

Анима определяла синкретизм и куртуазные атрибуты в мире трубадуров, где дама обожествлялась и где главной чертой считалась ее красота, которая  отождествлялась с добром. Очевидно, восходила к принципу  античной калогатии.

 

Анима имеет отношение только к тонкой чистой любви, Fin amors, которая персонифицируется в образе дамы, однако также существует оппозиция, которая называется “ложная любовь”.

 

Гребешок - атрибут, знак, тема рыцаря. Рыцарь демонстрирует этот знак своей возлюбленной, своей аниме, которая и является реальным символом его приключений. Недаром уронить гребень на землю считалось плохой приметой.

 

Птица в клетке на голове Вальтер фон дер Фогельвайде тоже является эмблемой души и анимы, стремящейся улететь на свободу. Римские легионеры на своих шлемах носили гребешок из перьев.

 

В растительном мире аналог воплощения анимы - тамариск, растение из семейства гребешковых.

 

Картина Якопа Рабусти по прозвищу Тинторетто (1518-1594 г) объединила в своем контексте несколько символов: башню, веревочную лестницу, море с лодкой, обнаженную даму с рыцарем и парусный корабль. Картина “Спасение Арсиноя” (может рассматриваться как символическая система)  это мотив спасения своей души и анимы. Эта картина написана по мотивам рассказов римского писателя Лукана, которые впоследствии повторялись во многих французских повестях.

 

Повесть о спасении рыцарем Ганимедом заточенной в башне Арсинои, сестры египетской царицы Клеопатры.

 

Контрастное сопоставление обнаженного тела дамы и блестящего металлопанциря, тонкое противопоставление его лица и светлого профиля Арсиноя, глубина вхождения их взглядов - это символ анимы и анимуса.

 

Неуловимого настроения смятения и пробужденного чувства служения рыцаря, провозглашающего себя вассалом дамы;  это момент передачи себя в ее власть и обещание служить ей в соответствии с обрядом феодального оммажа. Эти формы взаимодействия представляют интерес с точки зрения сплетения мотивов древнеримского рассказа и современной для художника культуры.

 

Также найдены символически цветовые отношения - зеленоватые тона моря с холодными отсветами неба.

 

Тема анимы несомненно звучит в стихах Блока “Незнакомка”, которую он позаимствовал у  Владимира Соловьева в его идее о Вечной женственности. После смерти человеческая душа глядя назад на землю, видит ее в образе вспаханного поля. В иудейской кабалистической традиции природа души до воплощения ее на земле мыслится в андрогинном состоянии. До грехопадения Адама все души были соединены в одной душе Адама.  Душа в Каббале не сотворена, она есть эманация сеферотического дерева,  имеет три начала: первое - душа разумная, второе - чувствующая душа, третья - животная. По учению каббалистов все души эмманировали в один момент. Душа преде чем воплотиться, долго выбирает себе сосуд физического тела, т.е. физическое тело, в котором ей предстоит жить. В земную жизнь душа попадает с целью совершенствования, чтобы победить свою чувственность. Душа очищается посредством переселения или воплощения в земной жизни. Древние греки это называли метемпсихозом. На эту тему Гельдерин написал замечательную поэму “Смерть Эмпидокла”, который бросился в кратер вулкана-горы Этны с верой в то, что он родится еще раз.

 

В отличие от каббалистов в иудаистских традициях душа может переселяться не вся, а только ее часть. Если после трех раз воплощения душа не совершенствуется, то в следующем круге воплощения она попадает в более низшие ипостаси. Согласно Каббале многие души ожидают телесного земного бытия. Анима инь - женская природа, от нее зависит нахождение произрастание сознания. Пока этому сознанию ничего не мешает, ничто не прерывает его, оно изменяет форму анимы и изменяет ее вещество. Помимо этого существует анимус, в котором находит приют дух, днем анимус живет в глазах, ночью ему служит прибежищем печень. Живя в глазах - он видит, находясь в печени, он мечтает. Мечты сна это странствия духа, по все девяти небесам и по всем девяти землям. Но кто во время странствия пребывает в плохом настроении, хочет повернуть назад и привязан к своему телу, тот опутан анимой. Поэтому сгущение анимуса утверждает и поддерживает дух и этим  приводится в покорность анима и отсекается сознание. Это способ, который использовали древние, чтобы спастись от мира.

 

Если одна и та же душа воплощается часто, то дух никогда не воплощается. Это его свобода от физического тела является основным противоречием между душой и духом и приводит к их противостоянию.

 

Перевоплощение души Мессии происходит каждые 666 лет, но никогда этого не происходит в одной и той же расе. Мессия - это символ, с помощью которого доводят сведения до человечества, что время исправления завершено. Мешиах - это “дни Мессии”, конец периода Тиккун и начало эпохи всеобщего мира и гармонии. Ибум у древних иудеев - цель замужества вдовы с холостым братом мужа. Эта процедура дает возможность воплотиться душе покойного мужа. Первенец Ибума - это традиционный знак воплощения души покойного.

 

Душа в отличие от духа находит всегда новое отношение к пространству и времени. Дух в этом отношении постоянен. Он только благодаря душе имеет чувствительность, которую он не хочет принимать и поэтому вовлекается в бесконечный повтор механики земной жизни.

 

В старинных суфийских трактатах существует 4 вида души - душа очищенная, душа всеголишенная, душа всеосуждающая, душа вдохновенная и возвышенная. Каждый тип души имеет по 10 атрибутов, например, душа всеголишенная - невежество, гнев, ненависть, злоба, гордыня, мстительность, зависть скупость, лицемерие и способность в отсутствие человека говорить о нем дурное. Не будем описывать всю атрибутику, приведем лишь десять атрибутов души возвышенной: знание, совершенное терпение, предание Аллаху, покорность его велениям, справедливость, добрые дела, милосердие, всепрощение, довольство малым.

 

Сущность души это своеобразная энергия, которая способна преодолевать трудности на пути к наивысшему миру.

 

Языческая древность не признавала души у женщин, только у тех, кто был посвящен в мистерии богинь. У Ибн-Аль-Араби Набуват -  предупреждение, знак душе, сокрытый телом. По Гурджиеву одна из стадий души называлась “мартфомас” - означало угасание эгоизма и освобождение от привязанности к существованию. Это начальный пункт достижения объективной причины и природы. Стадия мартфомас может длиться годами, пока не совершится окончательная трансформация души.

 

Гераклит Эфесский считал, что мы живем смертью наших душ, а души наши живут нашей смертью. У Гомера душа называется “психея” и она отделена от тела и мыслится сама по себе, представляя душу умершего человека. Жизнь телесности и души происходит как бы в разных мирах. Душа сама улетает в Аид, являясь к своим близким в виде облачка, она самостоятельно мыслит, отторгаясь от физического тела. В “Илиаде” во сне к Ахиллу является душа Патрокла и умаляет Ахилла совершить необходимый погребальный ритуал. Оказывается, что только тогда душа находит успокоение, когда труп человека подвергается сжиганию. Пока сжигание не произошло, души мертвецов отгоняют  душу Патрокла от ворот Аида. Сжечь труп - это знак того, что душа может перейти воды Стикса. Душа несчастного Патрокла жаждет успокоения и с горестными восклицаниями исчезает как дым, хотя все еще ее призывает Ахилл. У Гомера анима (Психея) может олицетворяться поясом. Пояс Афродиты является символом любви, в котором заключены желания любовных слов и затаенной страсти.

 

Мотив потерянной анимы и образ души дифференцирован от типа смерти. Например, души новорожденных, задушенных матерями во время сна, являются потом в виде сов. А души утонувших детей, например, появляются в образе морских уток.

 

По христианскому мировоззрению, душа человека живет один раз. Христианство дает структуру чистилища, где душа осознает свою отдельность от индивидуальности. Она может ясно и прямо видеть природу сверхчувственного мира и знает, что ее собственное вещество души еще не готово, чтобы достигнуть освобождения. Многое из прожитой жизни, смутно известно и буквально необдуманно, раскрывается душе в состоянии чистилища. Если душа не трудится и путь ее завершается способом непроизвольных опытов чувствительности в низшей душе, такая душа может повторно войти в материальный мир при зачатии, и у нее всегда есть выбор - умереть мертворожденной или начать работу по формированию низшей части души.

 

“Отдал Богу душу” символ положительной смерти - соединился с Богом. Противоположно - тема мытарей, когда душа потеряна, она не соединяется с Богом.

 

Аквинат считал, чтобы Бог мог войти в душу ее нужно освободить.

 

 Тинторетто «Спасение Арсинои», середина 16 в

Тинторетто «Спасение Арсинои», середина 16 в

 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 


Вернуться назад