Календари > ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ > ОБУВЬ

ОБУВЬ


1-01-2010, 12:54. Разместил: Куклев

 

Обувь

Туфли, ботинки, сапоги. Выражение  "он под каблуком у жены" у женщины имеет глубокие корни. Говорят, что Ева соблазнила Адама, став на высокие подпорки. То есть первокаблуки, которые были столь высоки и по-змеиному тонки. С тех пор полюбили мужья жен на высоких каблуках. Так что по этой версии  обувь стала символом не хождения, а настаивания на своем. Символизируют цели, к которым идет их носитель. С одной стороны придают ноге форму, с другой - обладают конкретной практичностью, связанной с эротической атрибутикой. В древнем Египте обувь делали из пергамента. В гробнице Тутанхамона были найдены папирусные сандалии с ремешками, изображающими золотой лотос. Древние римляне щеголяли в обуви с загнутыми носками - это было знаком свободности нравов.

 

Римлянки натягивали на пальцы ног что-то вроде наших перчаток - на каждый палец отдельно. Греки начали первыми изготавливать обувь для правой и левой ноги. Но зато золотые сандалии Гермеса и связанного с ними кадуцея были символом магической силы. При помощи Крылатых сандалий Персея  он путешествовал по воздуху. В первые века н.э. больше носили сандалии с открытым верхом, что соответствовало консервативным взглядам в области взаимоотношений полов. В Средние века, когда свирепствовала инквизиция, стоило женщине появиться на высоких каблуках - ее отправляли на костер. Потом, в Средние века, граф Анжуйский снова ввел башмаки с длинными носками и ее Величество Обувь; чем длиннее носок, тем знатнее был человек. У крупных феодалов длина носка обуви достигала 60 см. Это эпоха свободных нравов. В 15 веке форма обуви стала резко меняться. Появились широкие носки - 16 см. Их называли "медвежьей лапой" или "бычьей мордой".

 

Людовик 14 был небольшого роста и ввел в моду высокие каблуки, которые тоже символизировали сексуальную привлекательность. С его легкой ноги дворяне Европе и островной Англии стали носить туфли на красных каблуках. Красный цвет в европейской традиции - грубая мужская сила. Боярыни-модницы возвышались на каблуках, едва касаясь пальцами земли. Венецианки в эпоху Возрождения носили высокие деревянные цоколи, с широкими носами, но передвигаться в них могли, только если кто-то вел их под руку. Жители Голландии носили деревянную обувь практически до второй мировой войны. Она называлась "кломпы" и ее изготавливали из тополя или ивы. Каблук изменяет пропорцию ноги, удлиняет голень, которая становится значительней бедра и удлиняет рост. Знак "высокого каблука" - воспоминание о совершенстве бега. "Лицо некрасивое, но зато каблуки серебряные". Так характеризовалась женская эротическая привлекательность. Только в 16 веке опять начали шить обувь для правой и левой ноги, в России - в 19 веке. То, что носили под обувью - носки, гольфы, колготки - на них тоже перешла секс-атрибутика. Например, колготки на стройных ногах  -  создают лицо женщины.

 

Недаром существует французская поговорка, что "ноги - это лицо женщины". В разных фольклорах существовала тема магической обуви.  В русских сказках – семимильные сапоги-скороходы, в арабских – туфли маленького Мука. У каждого народа своя обувь и свой знак носки. Североамериканцы и индейцы носили кожаные мокасины, позволяющие иметь бесшумную походку для того, чтобы подкрадываться к дичи во время охоты. Чукчи, живущие на русском Севере, носят опучи из оленьей кожи. На эту обувь тоже переходит знак охоты. А в Южной Америке индейцы Боливии носят абаркас, это разновидность сандалий на деревянной подошве, им нет сноса на каменной почве гор, они при ходьбе издают мелодичное постукивание. Деревенское сабо носят французские крестьяне. Русские предпочитают обувь из лыка - лапти.  Связь хождения и еды демонстрирует поговорка "лаптем щи хлебать". На Руси надевали чулок на правую ногу. Ложась спать, приговаривали - "Суженый, ряженый, приходи меня сегодня разувать". Кто во сне придет - тот и мужем будет. На Руси девушки кидали башмачок за ворота. В какую сторону упадет - с той стороны ожидай суженного. Бубучи - туфли на Востоке, без каблука и задников, типа наших шлепок, очевидно, наши домашние тапочки появились из них. Знак присутствия в доме мужчины-хозяина. Обувь всегда была атрибутом гадательных систем для обозначения статуса, состояния и даже знаком юридической процедуры. У древних иудеев вдова должна была снять в присутствии старейших башмак с брата покойного мужа, если он отказывался на ней жениться. В Уэллсе родственники невесты из окон выбрасывали все старые башмаки. Пример в плане перемены статуса из сказки "Золушка" - она убегает и теряет хрустальный башмачок, подаренный феей. Принц ее ищет и находит именно по этой туфельке. Башмачки Синдриллионы сделаны  из стекла и хрусталя, обшиты   мехом русской белки (по-французски vair). В русских сказках башмачок расшит золотом и красного цвета. 

 

Побывать в чужих башмаках - глубокая семантика носки обуви. Для англичан это знак социального унижения. Китайцы, которые носят 30 человек одни тапочки, потом покупают каменные дома - у них архетиповой знак социального сплочения и успеха. Обувь - знак классовой принадлежности и стиля жизни, которую придает философия каблука и подошвы. У древних греков подошва означала  "носитель", "субстанция". Она многое может рассказать о ваших мыслях. Ботинки могут стать и политическим символом. Знаменитый жест Никиты Хрущева, когда он, стоя на трибуне ООН, стучал по ней штиблетами - это знак не только Карибского кризиса, но он проявлял агрессивную сущность системы, которую строили кремлевские мечтатели.  Известно, что башмак исполнял даже функцию почтового ящика и был знаком почты. В эпоху великих географических открытий, когда португальский  мореход Диос обогнул Южную Африку, там почту оставляли в большом каменном башмаке, который сохранился до сих пор. Прозвище Гая Цезаря Калигула происходит от солдатских башмаков, от уменьшительного caliga, башмак, который он носил в детстве, когда жил ребенком в лагерях среди солдат. Это прозвище стало символом чрезмерного деспотизма и абсурдной нелепости с точки зрения здравого смысла. Например, когда он хотел сделать консулом своего коня. 

 

Во времена Шекспира, если женщина надевала желтые чулки, то это был знак властной любви и замужества. 

Однажды один дервиш спросил у Ходжи Насредина : "О мудрейший, ты знаешь все тайны рождения и смерти. Но как родилась обувь и что такое узкая хищная женская обувь?" Ходжа улыбнулся и сказал - "Это союз, это сладкая связь каблука и носка, летящего стрелой вперед. Каблук - это зебб, фаллос мужа, а узкий змеиный носик - это пещерка, это Элькес жены. Это вечное стремление канатика мужа за гротом жены. И чем уже носок, тем выше власть удовольствия, и тем выше каблук. Но я, пыльный и босой, любивший стыдливых жен, пока мой каблук не стерся, и не поник подо мной".

 

А вот как символ обуви работает в наши дни: если во время автомобильной аварии ботинок слетел с ноги, то это знак того, что потерпевший не доедет до реанимации.

 

Иранский журналист Мунтазер аз-Зейди телеканала "Аль-Багдадия", метнувший ботинок в президента США в декабре 2008года,  и попавший после этого в тюрьму, стал в арабских странах героем номер один. После этого символического факта стали появляться и тиражироваться ботинко-метатели. Последним в этом ряду стал блогер, швырнувший ботинок в мэра г. Самары Тархова. Этот символический подвиг при минимуме затрат, даёт максимум популярности.

 

Сандалия выполняет функцию камня

 

 

Ван Гог: Башмаки
                        Ван Гог Башмаки


 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 


Вернуться назад