Календари > Лаборатория культуры > Путь России – Культура

Путь России – Культура


9-03-2012, 12:03. Разместил: Куклев

Е. Ковалёв - Сикорский

Путь России – Культура

Экзистенциально-культурологическое размышление

 

Для начала вспомним, что понятие «Культура» стало складываться в те времена, когда люди стали обрабатывать землю.

Латинский термин «cultura» включал в себя сложный комплекс отношений человека и земли. Сюда вошли не только понятие технологической сложности возделывания земли, но и понятия обучения, воспитания и развития тех, кто «работал» с землей.

 

Важнейшей частью этого образования становилось развитие чувства благоговейного почтения к Земле. Ведь в культурных традициях почти всех народов ЗЕМЛЯ  – это Богиня Мать! В Античной культуре (колыбели Европейской) Богиня Земля – ГЕЯ (Деметра, Кибела) – одна из первоначальных субстанций мироздания, породившая и Небо, и Море, Земля – это Божество, от которого зависит не только благополучие, но и само существование рода людского. Поэтому священность Земли, благодарное служение Ей, благоговейное Её почитание складывалось в культ этого Божества. И именно это культовое отношение к Земле дали название понятию Культура.

 

Такой тип отношений переносится и на другие базовые субстанции мироздания – Огонь, Воду, Воздух.. 

 

Культовую значимость начинают приобретать и различные виды человеческой деятельности.

 

Появляются также культы человеческих отношений, чувств, состояний и ощущений. И у всего этого множества человеческих проявлений и отношений с миром возникают их Идеальные Сущности – Боги.

 

Например: Гефест – Бог кузнечного дела, а Эриннии – Богини мести; Арес (Марс) – бог войны, а Богиня любви Афродита; Бог сна – Гипнос, а Бог врачевания – Асклепий и т.д. и т.п. Возникали культы полубогов - полулюдей: Героев! Геракл, Ахиллес, Орфей, Тесей, царь Эдип!...

 

Небольшой перечень обозначенных здесь культов лишь малая часть античного Пантеона Богов и Героев, отражающих священность отношений Человека с Миром.

 

В восприятии современного человека все эти «культы», «боги», «герои», «титаны» и т.д. – в большей или меньшей степени забавная, но очень древняя, а потому явно бесполезная История. Мы уже практически не увязываем понятие «культура» с тем временем и теми «мифами».

 

Мы перестали помнить о том, что  каждый Культ – это проработанная до мельчайших деталей «технология» совершенствования того или иного вида деятельности, того или иного чувства, способа мышления, умения, знания, формы поведения и т.п.

 

Ведь Культ того или иного Бога означал служение Ему  - т.е. служение Идеальной Сущности, а значит Идеалу!

 

А служение идеалу означает постоянную устремленность к соответствию с Ним! А такое соответствие возможно лишь при постоянном совершенствовании того, кто этому Идеалу служит.

 

Вот эта «технология» постоянного совершенствования тех или иных сторон человеческого существования и образовывала «ткань» Культуры!

 

А, если еще пристальнее вглядеться в «вещество», образующее Культуру – становится очевидным – базовым его элементом является ВЕРА!

 

Только абсолютная убежденность в постоянном и активном присутствии Высшего Начала во всех формах и видах человеческого существования, побуждала людей находить способы отношений с этой Силой. И именно эта убежденность – Вера – становилась основой Чуда преображения человекообразного существа в Человека.

 

Многим, живущим в современной России, где доминирует один культ – культ Золотого Тельца, трудновато «въехать» в жизнеощущение Человека Веры.

 

Сегодняшнее хождение по храмам, стояния на молебнах, как правило, корыстно, и по отношению к людям и по отношению к Высшей Силе. А благочестивая форма «испрашивания» тут ничего не меняет. Это не морализация или проповедь. Это ясное и острое понимание катастрофической вырванности огромного количества российского люда из потока «Живой Воды», которым является Культура. Той Воды, которая и есть «Слово, которое у Бога.., которое свет для Человеков».

 

Верующий человек – это человек, стремящийся удержаться в этом потоке.

 

Он знает, что здесь пульсирует ИСТИНА, и тот, кто целенаправленно и самозабвенно служит Ей, сделается Творцом, способным слышать, постигать и воплощать открываемые Ею смыслы.

 

Акт Творчества – это всегда Встреча (Сретенье) человеческой души с пространством ДУХА. Их соприкосновение и дает Душе ту часть знания о Духе, которую Она готова постичь в этот миг.

 

И здесь культура открывается с одной стороны, как «технология» подготовки человека к Творческому Акту – Встрече с ИСТИНОЙ.  С другой стороны – Культура – это процесс реализации – «воплощения» полученных Знаний, перевод их в материальные, чувственные и понятийные формы.

 

Не все, разумеется, кто погружен в поток Культуры – Творцы! «Их мало избранных, счастливцев праздных… Единого прекрасного жрецов…» - сказал Поэт. Действительно, их мало тех, кто всецело и самозабвенно отдается служению Идеалу. Редкая душа удостаивается Встречи с ДУХОМ, который «дышит, где хочет и, мы не знаем, откуда приходит Он и куда уходит…» Но то, что дается в Откровении избранным – живет, вибрирует и дышит в воплощенных формах и, не только художественных (музыке, живописи, литературе и т.п.), но и в сугубо материальных.

 

ДУХ, воплощенный в каком-либо изделии, предмете, конструкции или постройке преображается в Весть закодированную в этом артефакте, делая его уже не просто предметом и т.д., а ВЕЩЬЮ  - т.е. тем, что несет Весть, Вещает, о дарованных в откровении Смыслах.

 

Поэтому, в пространстве Культуры, главная часть материально-предметного мира имеет ВЕЩЕЕ качество.

 

И тогда существование в таком мире, повседневное общение с ним, постоянное использование Вещей (т.е. получение пользы от них) погружает всех его обитателей  в Поле сакральных смыслов, данных в Откровении «избранным». И именно это Поле формирует всякого пребывающего в нем в Человека Культуры.

 

Поэтому в Культуре и «избранные», и, так называемые «простые люди» через мир ВЕЩЕЙ ощущают дыхание Истины. И это означает их равенство в ответственности перед Ней за степень своего совершенствования.

 

Подводя краткий, промежуточный итог вышесказанному, мы приходим к убежденности, что Культура возникает лишь тогда, когда  в «пассионарном ядре» какого-либо человеческого сообщества живет ВЕРА в существование Высшей Разумной Силы создавшей мир и все сущее в нем и, от Которой зависит его существование и развитие.

 

А сама Культура – «технология» выстраивания отношений с этой Силой. И именно в процессе таких отношений людям открывается ИСТИНА (акте Откровения, Творчества, Озарения и т.п.). Полученные здесь Знания воплощаются в ВЕЩИ, образующие среду обитания, наполняющую сакральными Смыслами мысли, чувства и поступки людей. Смыслами, постоянно побуждающими Человека к совершенствованию.

 

А, если ВЕРА ослабевает или уходит совсем – угасает и исчезает КУЛЬТУРА. Другой логики не получается.

 

Давайте вспомним наполненный болью и отчаянием вопль Ф.Ницше : «Бог – умер!»

 

А так же скрытую за немецкой рассудительностью печаль О.

 

Шпенглера в «Закате Европы»!

 

А вся философия, литература, искусство Западной Европы второй половины 19 века, почуявшие за рассеивающимися иллюзиями Просвещения, Революций, Либерализма и т.п., невыразимую пустоту богооставленности. Пустоту, неудержимо высасывающую из Бытия, из человеческих душ Смыслы, образующие Жизнь!

 

Что же остается, когда уходит Культура?

 

С кем и с чем ведут диалог люди, когда прекращается их диалог с БОГОМ? Кто занимает то место, которое, как мы знаем, пусто не бывает?!

 

«Здесь БОГ с дьяволом борется и поле битвы – сердца людей»! И, если люди отпадают от  БОГА, то кто воцаряется в их сердцах?! Тот, кто лишь для малых деток и очень глупых тетек-дядек, с рогами и копытами и хвостом. На самом деле он прелесть – величайший прельститель и тончайший обольститель. Он воспитан, он интеллектуал, он «культурный»! - ну разве это не «культурно» - красивые и удобные жилища, которые к тому же «полная чаша»? Разве не «культурно» - ослепительные наряды, изысканные блюда и напитки, сверкающие авто и жизнь как праздник – удобная, бесконфликтная, улыбчивая, политкорректная… Разве не к этому должны стремиться «культурные» люди, «цивилизованные» народы, а вслед за ними и остальные – недоразвитые?!

 

Почему же Освальд Шпенглер обозвал такое качество не расцветом Культуры, а ее закатом? И этот закат назвал «Цивилизацией»?

 

Латинский термин «civilis» - (городской, горожанин, гражданин) был принят в 18 веке французскими Просветителям для обозначения понятия, вмещающего в себя такие качества как: разумность, обустроенность, предсказуемость, целесообразность, комфортность и т.п. в устройстве среды обитания людей и в их отношениях.

 

Последнее время, по разным причинам, многими специалистами термины «Культура» и «Цивилизация» стали употребляться как синонимы.

 

Так вот, чтобы нам здесь не путаться, мы согласимся со  О.Шпенглером и с тем качеством, которое он называет цивилизацией в «Закате Европы», но будем это качество называть «цивилизованностью».

 

Итак, почему же «цивилизованность» - это закат КУЛЬТУРЫ?

 

Потому что у КУЛЬТУРЫ и «цивилизованности» противоположные цели!

 

Цель КУЛЬТУРЫ – услышать, понять и утвердить (воплотить) ИСТИНУ!

 

Главным способом достижения этой цели является жертвенное служение ЕЙ. Самоотверженность и самоотречение – это отвержение себя, как конечного и несовершенного ради Бесконечного Совершенства!

 

Воплощением этих качеств являются  - ГЕРОИ – те, кто приносят себя добровольно в жертву Идеальному. Они истинный образец для человека Культуры. Вся история Культуры (любой)  - это история Их деяний, устремленности от конечного к Бесконечному. Их «по-двигание» к «Идеальному», которое есть «по-двиг» - ПОДВИГ!

 

Культуре необходим ПОДВИГ, как главный способ утверждения (воплощения) ИСТИНЫ в этом мире.

 

А какие же смыслы у «цивилизованности»? Ответ на это упредим еще одним вопросом: Могут ли быть у людей цели более «Человеческие», чем цели культуры?!

 

Могут ли быть другими, смыслы для «созидания человека», нежели те, которыми «дышит»  КУЛЬТУРА?

 

«Имеющий уши - услышит» - нет других смыслов для производства «Образа и Подобия!»!

 

И, если только КУЛЬТУРА, является преобразователем «homo erektus» в «homo sapien», то все остальные формы пребывания людей в «мире сем», с Человеческой точки зрения бессмысленны! Ну не будем же мы причислять к «Человеческим» смыслам - инстинкты: «самосохранения», «размножения», «удовольствия»..; различные потребности: в жилье («гнездах и норах»), питье-еде, сне, играх, жизненном пространстве; в различных физических и физиологических отправлениях… - все то, что составляет смыслы для того, что ползает, бегает, плавает и летает в этом мире?! Но именно все это является смысловой базой «цивилизованности»!

 

И хотя это маскируется красивостью антуража, которым обставляется «цивилизованность», но эти «красивости» суть лжеподобие КРАСОТЫ, которая открывалась в КУЛЬТУРЕ.

 

Все, самой невероятной «крутизны» и «навороченности» изделия «цивилизованности» не являются ВЕЩАМИ, - не Вещают нам, не несут в себе Весть об Истинной красоте открывающейся лишь порывам ВЕРЫ.

 

Изделия  «цивилизованности» самой замысловатой формы и изощренной сложности – суть лишь приспособления для удовлетворения инстинктов, потребностей, нужд и пр., таких же, как и у остального животного мира.

 

И «смыслы», к которым они побуждают людей, и, на которых концентрируют их внимание, стары как Мир, и не несут в себе ни на йоту больше того, чем они являются. Эти, с позволения сказать «смыслы» мгновенно осваиваются каждым новым поколением роды людского без всякого напряжения интеллектуального, а тем более душевного.

 

Они, с Человеческой точки зрения, вовсе и не Смыслы !

 

А существо, вооруженное интеллектом, высокотехнически оснащенное и подчиняющееся лишь импульсам «Зоологического подсознательного» неостановимо в удовлетворении своих нужд, инстинктов и потребностей.

 

И, если в животном мире существуют экологические ниши, структурирующие и упорядычивающие их мир, то для людей отпавших от БОГА и руководствующихся лишь собственным своеволием и «техническим прогрессом», запретного в этом мире уже ничего нет.

 

Любая «ниша» может быть опустошена и уничтожена на людскую потребу. И прежде всего, сама «людская» ниша – как наиболее соблазнительная…

 

Отбросим же всю «упаковочную шелуху» и скажем прямо – процесс называемый «цивилизованностью» - это выпадение рода людского из пространства, образовывавшего из людей, «Человеков», - т.е. из пространства КУЛЬТУРЫ.

 

Таким образом, перед всем Миром, а значит и перед Россией возникает самый главный Выбор современности: между деятельностью по созиданию «Образа и Подобия» и, занятием по производству приспособлений (технических, экономических, политических, зрелищно-развлекательных и т.п.) для обслуживания нашего «зоологического бессознательного».

 

И как это, на первый взгляд, парадоксально не прозвучало бы, но как раз у России выбора нет!

 

Потому что то, что есть Россия – это СУДЬБА!

 

А Судьбу не выбирают – она от БОГА! Сменить ее нельзя! Поменяв свою Судьбу, мы перестанем быть тем, чем являемся – Россией !

 

Россия была, есть и будет Россией до тех пор, пока проживает свою Судьбу! И пока Россия проживает именно Судьбу (а не биографию или историю) она является и КУЛЬТУРОЙ.

 

Ведь Судьба – это ДАР БОГА! ДАР, являющий Человеку ли, человеческому ли сообществу его ПУТЬ в этом мире.

 

И только здесь является ИСТИНА, и той своей Гранью, которая открывается лишь на этом Пути!

 

А ВЕРА в Судьбу как в БОЖИЙ ДАР зовет Человека считывать, постигать и воплощать Её Знаки.

 

Этот диалог и является КУЛЬТУРОЙ!

 

И, если мы хотим и дальше оставаться Культурой, то прежде всего «В Россию нужно просто верить!»

 

А «поддержка» и «развитие» Культуры под названием Россия – это поддержка и укрепление ВЕРЫ в Нее как в СУДЬБУ – Дар БОЖИЙ – открывающуюся нам, в весь период нашего судьбинного существования теми Смыслами, которые лишь Мы, Россия, способны подарить Человечеству.

 

Е.Ковалев-Сикорский.

 

Февраль 2010.

 

г. Москва.

 

 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 


Вернуться назад