Сделать стартовой Добавить в избранное
 

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВАЛЕНТИНА КУКЛЕВА


САЙТ О ВРЕМЕНАХ И ЗНАКАХ
Панель управления
логин :  
пароль :  
   
   
Регистрация
Напомнить пароль?
   
Семантическая энциклопедия Валентина Куклева » Лаборатория культуры » Путь России – Культура
Навигация по сайту
О сайте
Актуальные новости
Блог Хюбриса
Виды календарей
Визуальное мышление
Всё о книге
Другие люди
Книга Зелинского
Культурология
Лаборатория культуры
Мелос
Мистерия
Профетическое знание
Путеводитель по Москве
Работа с временем
Свобода
Симвология
Сотериология
Структурное знание
Фронезис
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ
Энциклопедия
эзотерической жизни
Расширенный поиск
Популярные статьи
Облако тегов
абстрактное искусство, алеф, Алистер Кроули, альфа, анима, апокалиптика, Березина, большие проекты, брендование, видео, визуальное мышление, время, другие люди, Дугин, живой календарь, идентификация, календари, календарь, коучинг, маркетинг, мелоделамация, методология, неоевразийство, петух, Путеводитель по Москве, работа с временем, религия актеров, самоисцеление, Сатья Саи Баба, семинары, символический, символы, синхрония, синэргия, современная музыка, стилистика текста, стихи, творчество, футур полюс, часы

Показать все теги
Лаборатория культуры : Путь России – Культура
 

Е. Ковалёв - Сикорский

Путь России – Культура

Экзистенциально-культурологическое размышление

 

Для начала вспомним, что понятие «Культура» стало складываться в те времена, когда люди стали обрабатывать землю.

Латинский термин «cultura» включал в себя сложный комплекс отношений человека и земли. Сюда вошли не только понятие технологической сложности возделывания земли, но и понятия обучения, воспитания и развития тех, кто «работал» с землей.

 

Важнейшей частью этого образования становилось развитие чувства благоговейного почтения к Земле. Ведь в культурных традициях почти всех народов ЗЕМЛЯ  – это Богиня Мать! В Античной культуре (колыбели Европейской) Богиня Земля – ГЕЯ (Деметра, Кибела) – одна из первоначальных субстанций мироздания, породившая и Небо, и Море, Земля – это Божество, от которого зависит не только благополучие, но и само существование рода людского. Поэтому священность Земли, благодарное служение Ей, благоговейное Её почитание складывалось в культ этого Божества. И именно это культовое отношение к Земле дали название понятию Культура.

 

Такой тип отношений переносится и на другие базовые субстанции мироздания – Огонь, Воду, Воздух.. 

 

Культовую значимость начинают приобретать и различные виды человеческой деятельности.

 

Появляются также культы человеческих отношений, чувств, состояний и ощущений. И у всего этого множества человеческих проявлений и отношений с миром возникают их Идеальные Сущности – Боги.

 

Например: Гефест – Бог кузнечного дела, а Эриннии – Богини мести; Арес (Марс) – бог войны, а Богиня любви Афродита; Бог сна – Гипнос, а Бог врачевания – Асклепий и т.д. и т.п. Возникали культы полубогов - полулюдей: Героев! Геракл, Ахиллес, Орфей, Тесей, царь Эдип!...

 

Небольшой перечень обозначенных здесь культов лишь малая часть античного Пантеона Богов и Героев, отражающих священность отношений Человека с Миром.

 

В восприятии современного человека все эти «культы», «боги», «герои», «титаны» и т.д. – в большей или меньшей степени забавная, но очень древняя, а потому явно бесполезная История. Мы уже практически не увязываем понятие «культура» с тем временем и теми «мифами».

 

Мы перестали помнить о том, что  каждый Культ – это проработанная до мельчайших деталей «технология» совершенствования того или иного вида деятельности, того или иного чувства, способа мышления, умения, знания, формы поведения и т.п.

 

Ведь Культ того или иного Бога означал служение Ему  - т.е. служение Идеальной Сущности, а значит Идеалу!

 

А служение идеалу означает постоянную устремленность к соответствию с Ним! А такое соответствие возможно лишь при постоянном совершенствовании того, кто этому Идеалу служит.

 

Вот эта «технология» постоянного совершенствования тех или иных сторон человеческого существования и образовывала «ткань» Культуры!

 

А, если еще пристальнее вглядеться в «вещество», образующее Культуру – становится очевидным – базовым его элементом является ВЕРА!

 

Только абсолютная убежденность в постоянном и активном присутствии Высшего Начала во всех формах и видах человеческого существования, побуждала людей находить способы отношений с этой Силой. И именно эта убежденность – Вера – становилась основой Чуда преображения человекообразного существа в Человека.

 

Многим, живущим в современной России, где доминирует один культ – культ Золотого Тельца, трудновато «въехать» в жизнеощущение Человека Веры.

 

Сегодняшнее хождение по храмам, стояния на молебнах, как правило, корыстно, и по отношению к людям и по отношению к Высшей Силе. А благочестивая форма «испрашивания» тут ничего не меняет. Это не морализация или проповедь. Это ясное и острое понимание катастрофической вырванности огромного количества российского люда из потока «Живой Воды», которым является Культура. Той Воды, которая и есть «Слово, которое у Бога.., которое свет для Человеков».

 

Верующий человек – это человек, стремящийся удержаться в этом потоке.

 

Он знает, что здесь пульсирует ИСТИНА, и тот, кто целенаправленно и самозабвенно служит Ей, сделается Творцом, способным слышать, постигать и воплощать открываемые Ею смыслы.

 

Акт Творчества – это всегда Встреча (Сретенье) человеческой души с пространством ДУХА. Их соприкосновение и дает Душе ту часть знания о Духе, которую Она готова постичь в этот миг.

 

И здесь культура открывается с одной стороны, как «технология» подготовки человека к Творческому Акту – Встрече с ИСТИНОЙ.  С другой стороны – Культура – это процесс реализации – «воплощения» полученных Знаний, перевод их в материальные, чувственные и понятийные формы.

 

Не все, разумеется, кто погружен в поток Культуры – Творцы! «Их мало избранных, счастливцев праздных… Единого прекрасного жрецов…» - сказал Поэт. Действительно, их мало тех, кто всецело и самозабвенно отдается служению Идеалу. Редкая душа удостаивается Встречи с ДУХОМ, который «дышит, где хочет и, мы не знаем, откуда приходит Он и куда уходит…» Но то, что дается в Откровении избранным – живет, вибрирует и дышит в воплощенных формах и, не только художественных (музыке, живописи, литературе и т.п.), но и в сугубо материальных.

 

ДУХ, воплощенный в каком-либо изделии, предмете, конструкции или постройке преображается в Весть закодированную в этом артефакте, делая его уже не просто предметом и т.д., а ВЕЩЬЮ  - т.е. тем, что несет Весть, Вещает, о дарованных в откровении Смыслах.

 

Поэтому, в пространстве Культуры, главная часть материально-предметного мира имеет ВЕЩЕЕ качество.

 

И тогда существование в таком мире, повседневное общение с ним, постоянное использование Вещей (т.е. получение пользы от них) погружает всех его обитателей  в Поле сакральных смыслов, данных в Откровении «избранным». И именно это Поле формирует всякого пребывающего в нем в Человека Культуры.

 

Поэтому в Культуре и «избранные», и, так называемые «простые люди» через мир ВЕЩЕЙ ощущают дыхание Истины. И это означает их равенство в ответственности перед Ней за степень своего совершенствования.

 

Подводя краткий, промежуточный итог вышесказанному, мы приходим к убежденности, что Культура возникает лишь тогда, когда  в «пассионарном ядре» какого-либо человеческого сообщества живет ВЕРА в существование Высшей Разумной Силы создавшей мир и все сущее в нем и, от Которой зависит его существование и развитие.

 

А сама Культура – «технология» выстраивания отношений с этой Силой. И именно в процессе таких отношений людям открывается ИСТИНА (акте Откровения, Творчества, Озарения и т.п.). Полученные здесь Знания воплощаются в ВЕЩИ, образующие среду обитания, наполняющую сакральными Смыслами мысли, чувства и поступки людей. Смыслами, постоянно побуждающими Человека к совершенствованию.

 

А, если ВЕРА ослабевает или уходит совсем – угасает и исчезает КУЛЬТУРА. Другой логики не получается.

 

Давайте вспомним наполненный болью и отчаянием вопль Ф.Ницше : «Бог – умер!»

 

А так же скрытую за немецкой рассудительностью печаль О.

 

Шпенглера в «Закате Европы»!

 

А вся философия, литература, искусство Западной Европы второй половины 19 века, почуявшие за рассеивающимися иллюзиями Просвещения, Революций, Либерализма и т.п., невыразимую пустоту богооставленности. Пустоту, неудержимо высасывающую из Бытия, из человеческих душ Смыслы, образующие Жизнь!

 

Что же остается, когда уходит Культура?

 

С кем и с чем ведут диалог люди, когда прекращается их диалог с БОГОМ? Кто занимает то место, которое, как мы знаем, пусто не бывает?!

 

«Здесь БОГ с дьяволом борется и поле битвы – сердца людей»! И, если люди отпадают от  БОГА, то кто воцаряется в их сердцах?! Тот, кто лишь для малых деток и очень глупых тетек-дядек, с рогами и копытами и хвостом. На самом деле он прелесть – величайший прельститель и тончайший обольститель. Он воспитан, он интеллектуал, он «культурный»! - ну разве это не «культурно» - красивые и удобные жилища, которые к тому же «полная чаша»? Разве не «культурно» - ослепительные наряды, изысканные блюда и напитки, сверкающие авто и жизнь как праздник – удобная, бесконфликтная, улыбчивая, политкорректная… Разве не к этому должны стремиться «культурные» люди, «цивилизованные» народы, а вслед за ними и остальные – недоразвитые?!

 

Почему же Освальд Шпенглер обозвал такое качество не расцветом Культуры, а ее закатом? И этот закат назвал «Цивилизацией»?

 

Латинский термин «civilis» - (городской, горожанин, гражданин) был принят в 18 веке французскими Просветителям для обозначения понятия, вмещающего в себя такие качества как: разумность, обустроенность, предсказуемость, целесообразность, комфортность и т.п. в устройстве среды обитания людей и в их отношениях.

 

Последнее время, по разным причинам, многими специалистами термины «Культура» и «Цивилизация» стали употребляться как синонимы.

 

Так вот, чтобы нам здесь не путаться, мы согласимся со  О.Шпенглером и с тем качеством, которое он называет цивилизацией в «Закате Европы», но будем это качество называть «цивилизованностью».

 

Итак, почему же «цивилизованность» - это закат КУЛЬТУРЫ?

 

Потому что у КУЛЬТУРЫ и «цивилизованности» противоположные цели!

 

Цель КУЛЬТУРЫ – услышать, понять и утвердить (воплотить) ИСТИНУ!

 

Главным способом достижения этой цели является жертвенное служение ЕЙ. Самоотверженность и самоотречение – это отвержение себя, как конечного и несовершенного ради Бесконечного Совершенства!

 

Воплощением этих качеств являются  - ГЕРОИ – те, кто приносят себя добровольно в жертву Идеальному. Они истинный образец для человека Культуры. Вся история Культуры (любой)  - это история Их деяний, устремленности от конечного к Бесконечному. Их «по-двигание» к «Идеальному», которое есть «по-двиг» - ПОДВИГ!

 

Культуре необходим ПОДВИГ, как главный способ утверждения (воплощения) ИСТИНЫ в этом мире.

 

А какие же смыслы у «цивилизованности»? Ответ на это упредим еще одним вопросом: Могут ли быть у людей цели более «Человеческие», чем цели культуры?!

 

Могут ли быть другими, смыслы для «созидания человека», нежели те, которыми «дышит»  КУЛЬТУРА?

 

«Имеющий уши - услышит» - нет других смыслов для производства «Образа и Подобия!»!

 

И, если только КУЛЬТУРА, является преобразователем «homo erektus» в «homo sapien», то все остальные формы пребывания людей в «мире сем», с Человеческой точки зрения бессмысленны! Ну не будем же мы причислять к «Человеческим» смыслам - инстинкты: «самосохранения», «размножения», «удовольствия»..; различные потребности: в жилье («гнездах и норах»), питье-еде, сне, играх, жизненном пространстве; в различных физических и физиологических отправлениях… - все то, что составляет смыслы для того, что ползает, бегает, плавает и летает в этом мире?! Но именно все это является смысловой базой «цивилизованности»!

 

И хотя это маскируется красивостью антуража, которым обставляется «цивилизованность», но эти «красивости» суть лжеподобие КРАСОТЫ, которая открывалась в КУЛЬТУРЕ.

 

Все, самой невероятной «крутизны» и «навороченности» изделия «цивилизованности» не являются ВЕЩАМИ, - не Вещают нам, не несут в себе Весть об Истинной красоте открывающейся лишь порывам ВЕРЫ.

 

Изделия  «цивилизованности» самой замысловатой формы и изощренной сложности – суть лишь приспособления для удовлетворения инстинктов, потребностей, нужд и пр., таких же, как и у остального животного мира.

 

И «смыслы», к которым они побуждают людей, и, на которых концентрируют их внимание, стары как Мир, и не несут в себе ни на йоту больше того, чем они являются. Эти, с позволения сказать «смыслы» мгновенно осваиваются каждым новым поколением роды людского без всякого напряжения интеллектуального, а тем более душевного.

 

Они, с Человеческой точки зрения, вовсе и не Смыслы !

 

А существо, вооруженное интеллектом, высокотехнически оснащенное и подчиняющееся лишь импульсам «Зоологического подсознательного» неостановимо в удовлетворении своих нужд, инстинктов и потребностей.

 

И, если в животном мире существуют экологические ниши, структурирующие и упорядычивающие их мир, то для людей отпавших от БОГА и руководствующихся лишь собственным своеволием и «техническим прогрессом», запретного в этом мире уже ничего нет.

 

Любая «ниша» может быть опустошена и уничтожена на людскую потребу. И прежде всего, сама «людская» ниша – как наиболее соблазнительная…

 

Отбросим же всю «упаковочную шелуху» и скажем прямо – процесс называемый «цивилизованностью» - это выпадение рода людского из пространства, образовывавшего из людей, «Человеков», - т.е. из пространства КУЛЬТУРЫ.

 

Таким образом, перед всем Миром, а значит и перед Россией возникает самый главный Выбор современности: между деятельностью по созиданию «Образа и Подобия» и, занятием по производству приспособлений (технических, экономических, политических, зрелищно-развлекательных и т.п.) для обслуживания нашего «зоологического бессознательного».

 

И как это, на первый взгляд, парадоксально не прозвучало бы, но как раз у России выбора нет!

 

Потому что то, что есть Россия – это СУДЬБА!

 

А Судьбу не выбирают – она от БОГА! Сменить ее нельзя! Поменяв свою Судьбу, мы перестанем быть тем, чем являемся – Россией !

 

Россия была, есть и будет Россией до тех пор, пока проживает свою Судьбу! И пока Россия проживает именно Судьбу (а не биографию или историю) она является и КУЛЬТУРОЙ.

 

Ведь Судьба – это ДАР БОГА! ДАР, являющий Человеку ли, человеческому ли сообществу его ПУТЬ в этом мире.

 

И только здесь является ИСТИНА, и той своей Гранью, которая открывается лишь на этом Пути!

 

А ВЕРА в Судьбу как в БОЖИЙ ДАР зовет Человека считывать, постигать и воплощать Её Знаки.

 

Этот диалог и является КУЛЬТУРОЙ!

 

И, если мы хотим и дальше оставаться Культурой, то прежде всего «В Россию нужно просто верить!»

 

А «поддержка» и «развитие» Культуры под названием Россия – это поддержка и укрепление ВЕРЫ в Нее как в СУДЬБУ – Дар БОЖИЙ – открывающуюся нам, в весь период нашего судьбинного существования теми Смыслами, которые лишь Мы, Россия, способны подарить Человечеству.

 

Е.Ковалев-Сикорский.

 

Февраль 2010.

 

г. Москва.

 

 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 

 
 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 
   
 
 (голосов: 0)
Комментарии (0)  Распечатать