Календари > Мелос > Опыты высокой музыки

Опыты высокой музыки


22-09-2011, 18:39. Разместил: Куклев

 

Опыты высокой музыки

 

В музыке 185 элементов, которые сосчитал Брахма.

 

В музыке может быть всё правильно и в то же время важно и неправильное, агогическое – отклонение от темпа, когда важно постичь тайну звучания используя tempo rubato с трепетной ритмической пульсацией, но при условии что это художественно убедительно. Велик дух у музыки.

 

Владимир Шмаков: «Музыка – это высшее проявление вселенской пластической стихии». И понятно, что без метафизики в музыке нам не обойтись, ибо она раскрывает глубинные откровения человека и показывает нам способы как сохранять прошедшее. В связи с этим возникает философия музыки, которая выражена в символизме, ведь недаром в России  этой темой занимался А.Белый. В музыке закодированы все формулы развития человечества. Когда слово не может до конца объяснить глубину и чтобы приблизиться к познанию, образный строй звучания помогает постичь Божественный промысел и здесь важна выразительность в звукообразовании.

 

Есть композиторы, которые не столь известны. Они не «гимноделы», они не участвуют в госзаказах, не пишут музыку к фильмам, но они в контакте с мелосом. Ещё Пифагор разработал науку «акусматику» («akusmata»)– это наука слышания, наука о звуке. Это свод знаний без подробного изложения. У Платона музыка строится не на размерах и ритмах ,а на упражнениях в чуткости.

 

К таким композиторам можно причислить Владимира Ивановича Ребикова (1866-1920г.) – странного человека, ходящего по Ялте с двумя зонтиками. Его тонкие удивительные мелодии трогают сердце. У него тонкое проникновение в музыкальную ткань. Это и детская опера «Ёлка» и его меланхолический вальс, так близкий к дюрерской теме меланхолии. У него музыка это возможность проникнуть в иные миры, оттолкнувшись от земных реалий.

 

А его концепция «мелопластики» открывала целое новое направление в начале 20-го века. Тут уже речь, слово, уже не нужны, возникает танец тела, танец воздуха, танец разных элементов реальности. Каждое движение и жест наполнены смыслом и звуковыми образами, которые почему-то задержались в памяти. Блок считал, что дух есть музыка: «О сколько музыки у Бога, какие звуки на земле…»

 

К его современникам можно причислить финского композитора и органиста Оскара Мериканто. В своё время он был известнее Яна Сибелиуса, но сейчас его практически никто не помнит, остался только его чудный вальс с расширяющимся звуком.

 

Забытые композиторы – довольно частое явление. Пример – Бах, был забыт, но потом заново открыт Мендельсоном.

 

А если нырнуть во времена того же Баха, то можно обнаружить удивительного музыканта, композитора, воина, полиглота Иоганна Пауля фон Вестхофа. Я думаю, что юный Бах, встретившись с ним в Веймаре, перенял у него очень многое. Уж очень его музыкальные чертежи похожи на чертежи Вестхофа.

 

Но есть композиторы, которых мы ещё не открыли. К ним можно отнести А.Н.Зелинского. Вот его одно произведение из цикла 64-х пьес.

 

Цветы, слова И.А. Бунина, музыка А.Н. Зелинского

Цветы, слова И.А. Бунина, музыка А.Н. Зелинского

 

Проявляет мелос в музыке высокая поэзия, особенно это заметно в музыке А.Н.Зелинского на стихи Блока, Гумилёва и других русских поэтов.  Он нашёл смысловые и звуковые ключи к русской поэзии.

 

Например,  Александру Скрябину в своём «Предварительном действии» не удалось осуществить синтез музыки и слова.  У него поиск мелоса идёт от звучания к слову, и музыка превалирует над текстом (стихи там довольно слабые).

 

Сегодня музыка скорее нейтрализующий фон, чем центр восприятия. Люди предпочитают слышать и слушать случайные звуки, забывая, что рай всегда изображался музыкально: ангельские хоры, арфы, лютни. С классической музыкой надо научиться жить, без неё нельзя приблизиться к тончайшей сфере узнавания себя, своих чувств и высших эмоций.

 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 


Вернуться назад