Календари > Книга Зелинского » § 11

§ 11. Правило праздновать новозаветную Пасху непременно после весеннего равноденствия требует пояснений. Самое общее соображение по этому поводу могло заключаться в том, что этот праздник следует отмечать тогда, когда свет одержит победу над тьмою.

 

 

Объяснения подобного рода можно найти у средневековых христианских пасхалистов. Так, например, о символическом значении равноденствия известный византийский канонист Матфей Властарь (XIV в.) писал следующее: "Так как после сего (т.е. после христианской Пасхи — А.3.) свет благочестия должен возрастать, а тьма нечестия умаляться, то не без основания совершается спасительная Пасха после равноденствия», когда свет дня прибавляется, а мрак ночи убавляется"(21). Нельзя отрицать важность такого символического толкования, но оно не исчерпывает предмета, ибо существует объяснение более реального астрономического свойства. Мы уже знаем, что из 19 значений 14 нисана ветхозаветной Пасхи две даты, стоящие под 5 и 16 номерами лунного круга и приходящиеся на 19 и 18 марта, падают на время до весеннего равноденствия. Это приводит к тому, что еврейская Пасха в этих двух случаях будет праздноваться дважды в году, если принимать равноденствие за астрономическое начало весны. Такая практика существовала у так называемых протопасхитов Сирии — с которыми пришлось столкнуться пасхалистам Никейского собора(22). Именно в их адрес недвусмысленно высказался император Константин в своем обращении к тем епископам, которые не присутствовали на соборе: «Они (иудеи) вместо надлежащего исправления в одном и том же году совершают Пасху два раза... Мы, конечно, не допустим у себя, чтобы Пасха в одном и том же году совершалась дважды»(23).

 

 

По-видимому, существовала также еще одна астрономо-астрологическая причина празднования христианской Пасхи только после весеннего равноденствия, связанная с тем, что равноденствие в эпоху Никейского собора совпадало с вхождением солнца в зодиакальный знак Рыб, символическое значение которого в культуре раннего христианства будет рассмотрено ниже (§ 35).

 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 




Вернуться назад