Календари > Книга Зелинского » § 21

§ 21. Но было бы неверно думать, что среди современников этой реформы не нашлось людей, которые своим авторитетным голосом не могли бы встать на защиту старого стиля. Достаточно вспомнить знаменитого хронолога Иозефа Скалигера, выступавшего против григорианской реформы, или великого Коперника, отказавшегося принимать участие в ее подготовке, которая велась уже на Латеранском соборе 1514 г. Но их голоса, как и голоса других их современников, не были услышаны. Они оказались бессильными против организованной и могущественной религиозно-политической силы, которую представляло папство, возглавившее в то время контрреформацию в Европе.

 

 

Активность папы Григория XIII не знала предела. Уже на следующий год после реформы он направил константинопольскому Вселенскому патриарху Иеремии II посольство с дарами и предложением перейти на новый стиль. В конце 1583 г. на соборе в Константинополе все эти предложения были отвергнуты, как не соответствующие каноническим правилам празднования Пасхи. К тому же Иеремия II не без оснований считал григорианскую реформу одним из орудий завоевательной политики папства по отношению к восточным церквам(43).

 

 

Григорианская реформа была почти сразу же принята всеми католическими странами. Что же касается протестантских государств, то они долгое время исходили из положения, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с Римом». Тем не менее к середине XVIII в. григорианский календарь практически завоевал всю Европу. Юлианский календарь сохранился только в России, Греции и в патриархатах восточно-христианского мира. Встает вопрос: почему именно христианский Восток оказался ревнителем древних традиций и отверг все компромиссы с Римом?(44). Надо полагать, что с такими ничего не объясняющими понятиями, как «ретроградство», «косность» и «застой», не следует спешить, если мы всерьез и непредвзято захотим разобраться в этом достаточно сложном вопросе.

 

 

Но прежде чем пытаться ответить на него, надо снова заглянуть в историю, и теперь уже в историю русскую. Это надо сделать потому, что именно календарь средневековой Руси, воспринятый из Византии и просуществовавший без малого тысячелетие, сохранил в неприкосновенности все те принципы и особенности, которые были вложены в него его создателями - современниками и участниками первого Вселенского собора христиан в Никее, на азиатском берегу Босфора в 325 г. н. э. Именно их руками был создан тот «круг великий алфы», который стал известен позднее на Руси под именем «Миротворного круга».

 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 




Вернуться назад