Календари > Книга Зелинского » § 26

§ 26. Но «роковой» 1492 год настал и миновал благополучно. Мир продолжал свое существование, а потому надо было продолжать и пасхалию. Об этом позаботился первый церковный собор, созванный в Москве в сентябре 1492 г. после наступления «осьмой тысящи лет» от «Сотворения мира».  Собор был созван специально для уложения церковной пасхалии на «осьмое тысячелетие». Вот что пишет об этом известном событии Н. М. Карамзин на основании изучения им летописных источников: «Митрополит Зосима созвал  епископов  и  поручил   Геннадию   Новогородскому I сделать исчисления Церковного круга. Сей разумный Святитель написал введение, где свидетельствами апостолов и правилами истинного христианства опровергает все мнимыя предсказания  о  конце  мира,   известном  единому  Богу. Сперва изложили пасхалию только на 20 лет и дали рассмотреть оную Пермскому епископу  Филофею,  котораго вычисления утвердили ея верность; после того Генннадий означил на больших листах круги солнечные, лунные, Основания, Эпакты в руце лето и ключи границ от 533 до 7980 года»(55). «...и начаша св. Миротворный круг»,- свидетельствует также о деяниях собора летопись(56). Сведения эти есть первые (после Кирика Новгородца) данные о существовании на Руси византийской пасхалии и об основных компонентах ее внутренней структуры.

 

 

Характерно, что составитель разосланной по всей Руси новой пасхалии Геннадий Новгородский в предисловии к началу подчеркивает, что человеку нельзя знать конец мира. «Мы написали это для простых людей, думающих о скончании мира сего; пугаться его не должно, а следует ждать пришествия Христова во всякое время, потому что оно никому не ведомо, как установлено»(57). Там говорится также, что седьмым тысячелетием не завершается пасхальный круг, ибо он рассчитан на 532 года и может, следовательно, круговращаться сколько угодно раз, доколе мир стоит(58). Важным в новой пасхалии 1492 г. являлось и то, что Иоанн III был назван там государем и самодержцем всея Руси, новым царем Константином новому граду Константина - Москве. Тот же собор, который утвердил пасхалию, принял также решение о перенесении новолетия с 1 марта на 1 сентября. Этим подчеркивалось, что Русь и здесь считает себя преемницей Византии.

 

 

Все это имело огромное психологическое и общественно-политическое значение. С восьмым тысячелетием от «Сотворения мира» и началом новой пасхалии в сознании современников этих событий возобладала мысль о том, что Руси суждено не погибнуть, а расти, множиться и стать достойной главой восточно-христианского мира. Время, которое, казалось, было готово вместе с небесами «свиться, как свиток», вновь распрямляет свой бег, и идея «третьего Рима» уже носится в воздухе, очистившимся от сумрачных предчувствий конца. Поэтому составление нового Миротворного круга для его современников явилось не просто составлением нового календаря на новый период лет. Это было выходом из «апокалиптической спирали», ее отсрочкой, как бы указанием свыше на возможность снова привести в гармонию начавшиеся уже было распадаться части мира. И, наверное, в само понятие «миротворный» наши предки вкладывали не менее глубокий смысл, чем мы вкладываем в него ныне.

 



<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 




Вернуться назад