Календари > Книга Зелинского » § 29
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
§ 29. Великий индиктион, или Миротворный круг, обладает еще одним весьма примечательным свойством: во всех пасхальных вычислениях присутствует одна, пока не учитывавшаяся нами величина; название ее — индикт. Индикт — это период в 15 юлианских лет, употребление которого в системе налогового обложения империи относят ко времени Константина Великого. Согласно преданию церковь в благодарность императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости ввела индикт в пасхалию(65). Однако вряд ли причина была только в этом.
Т а б л и ц а 3 Порядок дней первого 28-летия ("круга солнца") от "Сотворения мира" с соответствующими значениями вруцелет
Курсивом выделены високосные годы и соответствующие воскресные буквы (вруцелетия) с их порядковым номером в алфавите, которые следуют после високосных годов и начинаются двумя днями позже предыдущих.
Введение в Великий индиктион третьего, независимого временного периода в 15 юлианских лет (помимо периода в 19 и 28 лет) превращало цикл в 532 года в непериодический, как не кратный числу "15" Поэтому для восстановления полной повторяемости исходных величин (т.е. 19, 28 и 15) необходимо было их перемножить. Таким образом, получалось, что только по прошествии 15 Великих индиктионов по 532 года каждый все исходные данные пасхального цикла вернутся "на круги своя". Этот цикл в 7980 лет (532 х 15=7980), который мы будем называть "Вселенским пасхальным циклом", или "Великим миротворным кругом", не получил в пасхалической литературе какого-нибудь специального наименования. Возможно, это было вызвано тем, что он не имел непосредственного практического значения в пасхальных вычислениях(66). Однако составители Великого индиктиона, учитывая в своих вычислениях и чередования индиктов (15-летний), не могли не отдавать себе отчета в существовании этого огромного временного периода. Во всяком случае Геннадий Новгородский, составляя, по свидетельству летописей, пасхалию на "осьмую тысящу лет", имел о нем представление(67).
Для полной характеристики этого, единственного в своем роде, временного периода отметим, что указанный цикл содержит:
Вернуться назад |