Календари > Книга Зелинского » § 9

§ 9. По Евангелию от Иоанна (Ио., 18, 28), Иисус Христос был распят в пятницу 14 нисана. Эту дату поддерживают также такие древние церковные авторитеты, как Климент Александрийский (+ок. 200 г. н. э.), Апполинарий Иерапольский (конец II в. н. э.) и Ипполит Римский (+ок. 235 г. н. э.)(13). Отсюда на первый взгляд можно заключить, что Тайная Вечеря (т. е, последняя ветхозаветная Пасха Христа) состоялась накануне, т е. 13 кисана. Однако не свидетельству синоптиков (т.е. первых трех евангелистов) Христос совершил традиционную ветхозаветную Пасху в строго предназначенное для этого время, т е. 14, а не 13 нисана, и, следовательно, был распят не в канун праздника (14 нисана), а в самый его день, т, е 15 нисана (Мф., 26, 17-20; Мх., 1, 12-16; Лк.. 22, 7-14). Возникает как бы разногласие между евангелистами, которому не придавалось серьезного значения в древности, но это разногласие позднее сделалось центральным пунктом споров у протестантских богословов тюбингенской школы: они усматривали в этом непримиримое противоречекие между синоптиками и автором Четвертого евангелия и вопреки древней церковной традиции перекосили распятие Христа с 14 на 15 нисана.

 

 

Чтобы устранить кажущееся противоречие евангелистов, Н. Глубоковский выдвинул гипотезу (позднее ее поддержал и В. В. Болотов), суть которой заключалась в том, что законная иудейская Пасха в год распятия Христа была перенесена с 14 на 13 нисана(14). В этом случае свидетельства синоптиков действительно не противоречат свидетельству евангелиста Иоанна. Однако такая позиция требует серьезного допущения, заключающегося в том, что по каким-то совершенно неведомым нам причинам законная иудейская Пасха в год распятия Христа была перенесена на сутки назад, т. е. с 14 на 13 нисана. Без этого допущение, которое представляется весьма спорным, даже несмотря на исследование известного гебраиста Д. Хвольсона, оправдывавшего такой перенос(15), согласовать синоптиков с евангелистом Иоанном действительно весьма затруднительно, если не сказать невозможно.

 

 

Но здесь мы позволим себе заметить следующее: противоречение между евангелистами возникает только в том случае, если мы полагаем само собою разумеющимся, что рубежом между 14 и 15 нисана является полночь, в чем не сомневался, по-видимому, ни один из исследователей этого вопроса. Что если сутки считаются с полуночи у нас, также как и  у древних римлян, то у древних евреев они начинались на 6 часов раньше, т. е. не в 00 часов» а в 18 часов(16). Начало нового месяца, так же как и новых суток, было связано, как известно, с новолунием, а молодая Луна появляется вечером, после захода Солнца. Поэтому и суточный счет у древних евреев велся не с полуночи до полуночи, а с вечера до вечера, примерно с 18 до 18 часов.

 

 

Если принять во внимание этот простой факт, то ни о каком противоречии между евангелистами не может быть и речи, и не надо искать каких-то особых обстоятельств, по которым Пасха могла быть перенесена с 14 на 13 нисана. Все указанное противоречие просто снимается, поскольку в этом случае и Тайная Вечеря и распятие Христа приходятся на 14 нисана и падают на пятницу по иудейскому суточному счету. По римскому же, Юлианскому календарю Понтия Пилата, где сутки начинались в полночь, последняя Пасха Христа приходится на четверг, а распятие - на пятницу. А поскольку христианство приняло Юлианский календарь, то именно «Великий четверг» на «Страстной неделе» стал днем памятования последней ветхозаветной Пасхи Христа.

 

 

Если предательство Иуды совершилось накануне Тайной Вечери (Лк., 22, 1-6), то оно произошло, следовательно, в четверг 13 нисана по иудейскому лунно-солнечному календарю (когда Луне было 13 дней). Это наиболее вероятная дата, и поскольку она соответствует той реальности событий, которая зафиксирована в четвероевангелии, то становится понятным, почему число 13» имеет такую скверную репутацию среди многих народов, традиционно связанных с наследием христианской культуры.

 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 




Вернуться назад