Сделать стартовой Добавить в избранное
 

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВАЛЕНТИНА КУКЛЕВА


САЙТ О ВРЕМЕНАХ И ЗНАКАХ
Панель управления
логин :  
пароль :  
   
   
Регистрация
Напомнить пароль?
   
Семантическая энциклопедия Валентина Куклева » Визуальное мышление
Навигация по сайту
О сайте
Актуальные новости
Блог Хюбриса
Виды календарей
Визуальное мышление
Всё о книге
Другие люди
Книга Зелинского
Культурология
Лаборатория культуры
Мелос
Мистерия
Профетическое знание
Путеводитель по Москве
Работа с временем
Свобода
Симвология
Сотериология
Структурное знание
Фронезис
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ
Энциклопедия
эзотерической жизни
Расширенный поиск
Популярные статьи
Облако тегов
абстрактное искусство, алеф, Алистер Кроули, альфа, анима, апокалиптика, Березина, большие проекты, брендование, видео, визуальное мышление, время, другие люди, Дугин, живой календарь, здоровье, идентификация, календари, календарь, коучинг, маркетинг, мелоделамация, методология, осознанность, петух, Путеводитель по Москве, работа с временем, религия актеров, самоисцеление, семинары, символический, символы, синхрония, синэргия, современная музыка, стилистика текста, стихи, трансгуманизм, футур полюс, часы

Показать все теги

 

Визуальное мышление

I. Визуальное мышление принадлежит относительному знанию, которое является предвестником понимания, преодолевающего барьер между объективным и субъективным опытом. Оно всегда коммуникативно. Это мышление образов. Например: можно взять образ стула и посмотреть, как он развивался на протяжении веков.


Для этой конкретизации визуального мышления, визуального языка придётся дифференцировать «моделируемые волею», чётко сознаваемые знаки, линии, детали и комбинирование их «по желанию» чего-то не очень чёткого, но явно различимого, отличного от остального фона. Выбор образа, степень его свободы при глубоких подсознательных процессах больше, чем в других рациональных процессах и он начинает работать яснее, чем в чётко осознанном структурирующем течении.


При возникновении всякой новой, достаточно серьёзной ситуации, происходит мультипликативное смешивание детерминированной составляющей выбора (предопределённостью судьбы, до той или иной степени осознанной социально - культурной запрограммированностью, воспитанием и т. д.) и спонтанной энергийной составляющей, случайностью, «желанием». Без внешнего волевого «как надо» происходит всплытие образов. Особенно наглядно это происходит во сне.


В глубинах сознания человек готов к иному, не логически понимаемому, а непосредственно переживаемому способу мышления или визуальному мышлению: «познавать чувством зрения...», познавать состоянием, переводя образы-коды в рациональный знак. Например, Мандельштама зримый образ «соль на топоре», как понять?


Глубокое созерцание как ступень познания или интуиция двояка по смыслу: предрационалистическое значение интуитивного понимания основных философских принципов и пострационалистическое значение интуитивного понимания надрациональной мистической истины. Надрациональное мистическое понимание процесса визуального мышления говорит о невозможности его безрационального существования. Спонтанная энергийная составляющая свободы это не более чем одна из моделируемых волей схем нашего бытия, где все мы не свободны от смыслов - схем. Овладевая смыслами, мы всегда становимся несвободными от них, они включаются через ценностные системы в детерминирующую составляющую. Визуальное мышление это чувственно - образный мир, а глубинные визуальные образы и визуальный язык, всегда содержат в себе энергию (предперцепцию) нескольких репрезентативных систем. Например, лицо человека мы можем воспринимать, если оно похоже на лицо матери, отца, близких. И мы не воспринимаем его, если его нет в каталоге нашей памяти.


Происхождение образов связано с феноменологией: филогенетическим и онтогенетическим развитием человека в условиях трудовой деятельности. Визуальный образ в идеальной системе человека это не понятие (в отличие от узкопрофессионального веб-дизайнерского значения), он может стать им, «пройдя согласование» с рациональным, логическим опытом, когда будут отслежены образные элементы, способы их связи, их динамика, метаморфозы и произведена точная вербализация. Тогда возникнет в 80% четкий зрительный образ. Невербализованной останется глубинная иррациональная часть, та, что проецирует визуальный образ. Образ созерцателя, созерцающего - мелькнёт, проплывёт в сознании, но не будет носить активно - оперативного характера. Визуальный образ не обладает этой энергией. Катализирующая активность: систематизирующий, связывающий, кристаллизующий визуальные образы «визуальный язык», приходит из свободы, из творческого побуждения, «желания» понять. Это «желание» приходит и уходит спонтанно, но если есть условия, найден человеком алгоритм состояния, то вероятность «прихода» увеличивается, как в кино. Мы что-то понимаем, выходя из зрительного зала.


II. Визуальное мышление. Образ, возникновение, определение словом. Зрительные образы (архитектура, изобразительное искусство) «Не насытится око зрением, а ум богатством.» «Не наполнится око зрения, а сердце желания.» «Пути светлы, да очи слепы» - русские поговорки. Через зрение как репрезентативную систему человек получает до 80% информации. Естественно, что такой перцептивный патерн не может не иметь последствий в процессах осознавания.


Предлагается разграничить понятия зрительного, как четкого ментального, мнемонического образа и визуального образа.


Зрительными образами активно оперируют в своей деятельности люди всех прикладных специальностей. А такие сферы деятельности как архитектура, живопись, графика, театральное, кино, фото и теле искусства, вся империя СМИ, производная их - реклама, — всё это, просто базируются на зрительных образах, имея их «инструментом» своей работы. Квинтэссенцией этой области человеческой активности является веб - дизайн, откуда и было взято понятие «визуальное мышление».


«Визуал» в веб-дизайне - это декоративное пятно, эмблема, средство остановить внимание пресыщенного потоком чётко систематизированной информацией пользователя Интернет. Причем, геометрическая текстура рядов букв, жёсткая структурность просто вынуждает «визуала» иметь ингредиент неопределённости: прозрачности, аморфности, размытости очертаний. В словаре Даля первое значение слова «видеть» таково: «познавать чувством зрения». В нашем понимании визуальный образ перцептивно, чувственно, четко неопределён, и без активно направленного на него внимания спонтанно исчезает, может быть навсегда. А визуальное мышление - это процесс доструктурного, до системо- и смысло- образующего осознавания.


Эйнштейн о процессе своего творчества: «Слова, написанные или произнесённые, не играют, видимо ни малейшей роли в механизме моего мышления. Психическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные знаки или образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и скомбинированы».


Раскрывая эту модель творческого мышления, мы отмечаем, что познание, как понимание и творчество - суть единые процессы. Познание, как перепонимание того, что было уже кем-то понято - это принятие скомбинированных кем-то знаков, образов. Познание, как осознавание -непосредственное созидание, «по желанию» комбинирование «более или менее ясных знаков или образов» - есть творчество. Исходя из предложенной схемы, визуальное мышление это и есть «по желанию» комбинирование «более или менее ясных знаков или образов», а не комбинаторика чётко осознанных и моделируемых волею, статичных или динамичных образов.


 

Оглавление раздела