|
§ 31. Вернемся теперь к Великому миротворному кругу с точки зрения задачи, поставленной в начале настоящей работы (§ 2), т. е. с точки зрения реконструкции этой системы или создания ее модели. Итак, «круг великий алфы...». Но теперь мы знаем, что это не просто круг и даже не просто хронологический отрезок в 532 года, а тот временной период, по прошествии которого даты пасхальных полнолуний, возвращаются к тем же дням недели и числам месяцев. Иными словами, это и есть Великий индиктион византийцев или Миротворный круг наших летописей. Мы знаем также, что построен он из совмещения 19-летнего «круга луны» с 28-летним «кругом солнца» и является результатом перемножения этих величин. Но у нас нет пока одного, быть может, самого главного: все наши знания еще не воплотились в живую, конкретно зримую систему, и мы можем пока лишь умозрительно оценить ее неповторимый математический ритм.
С чего же следует начинать построение такой системы? Наверное, прежде всего с образа, потому что только безошибочно верный образ способен дать нужное направление мысли. В нашем случае образ этот есть просто круг, хотя и не совсем просто... Давно известно, что круг может выступать символом времени. Может ли в этом образе заключаться для нас что-либо новое? Да, может, если мы посмотрим на него под не совсем обычным углом зрения.
Ведь круг может стать для нас не просто образом и не только символом, но и тем формообразующим началом, в котором зачинается само время, одевающееся в плоть и кровь растущих и убывающих чисел. Сам по себе круг может мыслиться как некая возможность времени, возможность развития, возможность жизни, как та «круговая черта по лицу бездны» (Пр., 8, 27), которая предшествовала творению. Осуществленная эта возможность развертывается в спираль времени, спираль развития, спираль жизни; и эта мыслеформа настолько всеобъемлюща, что она способна охватить многие психические, биологические и физические процессы, начиная от строения гена и кончая спиралевидной структурой далеких галактик. Древний змий, обвивший «Древо жизни»,- разве в этой универсальной мифологеме человечества не заключен уже знакомый всем нам нестареющий образ времени? И если образ этот почувствован нами верно, то он не останется только образом, а ляжет в основу реконструируемой системы(72). Именно системы, потому что любое всеохватывающее понятие нуждается в строгой системе, будь то картина мира Птолемея, Коперника или изучаемая нами пасхалия.
<<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>>
|
|