Сделать стартовой Добавить в избранное
 

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВАЛЕНТИНА КУКЛЕВА


САЙТ О ВРЕМЕНАХ И ЗНАКАХ
Панель управления
логин :  
пароль :  
   
   
Регистрация
Напомнить пароль?
   
Семантическая энциклопедия Валентина Куклева » Книга Зелинского » § 32
Навигация по сайту
О сайте
Актуальные новости
Блог Хюбриса
Виды календарей
Визуальное мышление
Всё о книге
Другие люди
Книга Зелинского
Культурология
Лаборатория культуры
Мелос
Мистерия
Профетическое знание
Путеводитель по Москве
Работа с временем
Свобода
Симвология
Сотериология
Структурное знание
Фронезис
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ
Энциклопедия
эзотерической жизни
Расширенный поиск
Популярные статьи
Облако тегов
абстрактное искусство, алеф, Алистер Кроули, альфа, апокалиптика, Березина, большие проекты, брендование, видео, визуальное мышление, время, другие люди, Дугин, живой календарь, здоровье, идентификация, календари, календарь, коучинг, мелоделамация, методология, неоевразийство, осознанность, петух, Путеводитель по Москве, работа с временем, религия актеров, самоисцеление, Сатья Саи Баба, семинары, символический, символы, синхрония, синэргия, стилистика текста, стихи, творчество, трансгуманизм, футур полюс, часы

Показать все теги
Книга Зелинского » § 32
 

§ 32. Итак, круг как формообразующее начало времени, и спираль как его динамическое содержание. В нашем примере кругом этим будет служить 28-летний «круг солнца», объединенный с 532-летним периодом Великого индиктиона, который в свою очередь может быть представлен двояким образом: как цикл из девятнадцати 28-летий или период из двадцати восьми 19-летий (см. модель Великого миротворного круга). Мы сознательно остановились на последнем варианте, так как, разбивая Великий индиктион по 19-летиям, сохраняется в неприкосновенности структура Метоновского лунного цикла. Расчлененный таким образом, круг этот мы назовем «кругом индиктиона». Он будет включать в себя: а) порядок «кругов солнца» (по 19-летиям) в 532-летнем цикле; б) порядок чередования дат XV Индиктиона по 19-летиям (см. фрагмент модели Великого миротворного круга - схема № 2 на обороте вклейки). Существенно, что в этом круге каждое новое 19-летие будет всегда начинаться с первого «круга луны». Этот порядок важен потому, что, зная год, на который падает первый «круг луны», мы можем, отсчитывая вперед или назад от этой даты на «круге индиктиона», определить, на какой именно «круг луны» приходится любая нужная нам дата в пределах всего 532-летнего цикла. А определить порядковый номер «круга луны» – значит и найти соответствующую ему дату пасхального полнолуния, необходимую для определения самой даты Пасхи, о чем более подробно будет сказано ниже (§ 33).

 

 

Что же касается спирали, то именно она отражает основную черту реконструируемой нами календарно-хронологической системы. Ведь для воссоздания реальной картины текущего времени, соотнесенного с пасхальным циклом, недостаточно было разбить Великий индиктион по 19-летиям и объединить его с 28-летним «кругом солнца» и соответствующими значениями вруцелет. Надо было еще органически связать все это с годовым кругом Юлианского календаря, т. е. выполнить ту задачу, которая должна была стоять когда-то и перед создателями никейской пасхалии.

 

 

Эта последняя и, пожалуй, наиболее сложная проблема была решена путем введения в реконструируемую систему нового понятия - понятия «спирали годового круга». Спираль эта, состоящая из 366 дней, вписывается виток за витком в «круг индиктиона», причем отсчет дней ведется здесь не с 1 января, как обычно, а с 1 марта. Это объясняется в первую очередь тем, что с 1 марта в Византии, на Руси, а до григорианской реформы и в Западной Европе начинался так называемый "пасхальный год"(73), ибо именно с мартовскими новолуниями (о чем было сказано в начале § 10 этой работы) были традиционно связаны определения 1 нисана ветхозаветной Пасхи и первоначально зависящее от них большинство (17 из 19) значений 14 нисана Пасхи новозаветной. Поэтому возраст Луны на 1 марта (так называемая "никейская эпакта") имел большое значение в первоначальных определениях пасхальных (александрийских) полнолуний, которые в течение нескольких веков после Никейского собора довольно точно совпадали с истинными астрономическими полнолуниями. Кроме того, как известно, самая ранняя пасхальная дата падает на 22 марта, почти совпадая с датой весеннего равноденствия (21 марта) эпохи Никейского собора. Все эти обстоятельства свидетельствуют о важности названного месяца, как начала пасхального года.

 

 

Но, помимо всего сказанного, существует еще другая причина, по которой начало года с 1 марта становится в этой системе совершенно необходимым: год, начавшийся 1 марта, кончается 28, а в случае високосного года — 29 февраля. Это значит, что добавочный високосный день оказывается привязанным не к началу года (как в календаре Юлия Цезаря), что лишено всякой логики, а к самому его концу,- как в календаре египетских христиан коптов, а также эфиопов. Если же попробовать изобразить юлианский год в виде спирали (что мы и осуществили в настоящей работе), то это будет возможным лишь в том случае, если добавочный день високосного года окажется в самом его конце. Расположенная таким образом спираль из 366 дней начнется 1 марта и кончится 29 февраля. Она будет состоять из 13 витков, каждый из которых будет содержать 4 недели или 28 дней + 2 дня в конце года (13x28+2=366).

 

Таблица  4

Таблица для определения Пасхи в любом Юлианском году

 

 

Остаток от деления на 28

 


 

 

Остаток от деления на 19

 




9

4

5

6

1

2

3

Месяц Пасхи

 

 

 

 

 


 

15

10

11

17

7

13

8

20

21

16

23

12

19

14

26


27

22

0


 

18


 

24


 

25


 

15

 

24

 

23

 

22

 

28

 

27

 

26

 

25

 

Март

 

4

 

24

 

23

 

29

 

28

 

27

 

26

 

25

 

 

 

12

 

31

 

30

 

29

 

28

 

27

 

26

 

25

 


 

 



1

 

31

 

30

 

29

 

28

 

27


26


1

 

Апрель

 

9

 

31

 

30

 

29


28


3

 

2

 

1

 

 

 

17

 

31

 

30


5

 

4

 

3

 

2

 

1

 

 

 

6

 

31


6

 

5

 

4

 

3

 

2

 

1

 

 

 

14

 

7

 

6

 

5

 

4

 

3

 

2

 

8

 

 

 

3

 

7

 

6

 

5

 

4

 

3

 

9

 

8

 

 

 

11

 

7

 

6

 

5

 

11

 

10

 

9

 

8

 

 

 

0

 

7

 

6

 

12

 

11

 

10

 

9

 

8

 

 

 

8

 

14

 

13

 

12

 

11

 

10

 

9

 

8

 

 

 

16

 

14

 

13

 

12

 

11

 

10

 

16

 

15

 

 

 

5

 

14

 

13

 

12

 

11

 

17

 

16

 

15

 

 

 

13

 

14

 

13

 

19

 

18

 

17

 

16

 

15

 

 

 

2

 

14

 

20

 

19

 

18

 

17

 

16

 

15

 

 

 

10

 

21

 

20

 

19

 

18

 

17

 

16

 

22

 

 

 

18

 

21

 

20

 

19

 

18

 

24

 

23

 

22

 

 

 

7

 

21

 

20

 

19

 

25

 

24

 

23

 

22

 

 

 


Для нахождения дня Пасхи в любом году следует данный год разделить на 28 и на 19. Число в пересечении против этих остатков от деления и будет искомой датой. В тех случаях, когда данные года бывают для 28 и 19 кратными числами, остаток обозначается через 0.

 

Обратим теперь внимание на одну весьма любопытную деталь: как солнце отражается в капле веды, так и Великий индиктион из 28 девятнадцатилетий, преломляясь в 28-летнем "круге солнца", отражается в периоде из 28 дней. И это двойное отражение получило свой смысл только тогда, когда в реконструируемую нами систему была введена "спираль годового круга".

 

 

Преимущество использования "годовой спирали" (по сравнению с другими способами определения Пасхи(74)) заключается не только в том, что с ее помощью можно наглядно и без дополнительных вычислений определить пасхальные даты любого юлианского года, но также и в том, что этот способ сразу дает нам картину всего года. В самом деле, достаточно определить на «спирали годового круга» место воскресных дней в году, как расположение остальных дней седмицы уясняется само собою. Этот прием может быть широко использован в хронологических исследованиях, связанных с различными средневековыми источниками.

 

 

Но у «спирали годового круга» есть еще и другая особенность: она заключается в том, что спираль эта представляет собою само время и символ его одновременно. Как малое есть отражение великого, так и «годовая спираль» может рассматриваться как отражение той великой временной спирали, которой может быть выражен сам Великий индиктион в 532 года(75). А последний в свою очередь, взятый 15 раз, образует то, что можно назвать «вселенской спиралью» Великого миротворного круга(76). По-видимому, здесь кончается то, что может быть выражено (в аспекте нашей темы) определенным числовым рядом. Далее счет вести можно было бы только Великими миротворными кругами по 7980 лет каждый. Но вряд ли подобная задача (в духе индо-буддийских числовых спекуляций) стояла когда-либо перед создателями пасхальной системы счисления. Поэтому все, что выходит за пределы этого Вселенского пасхального цикла, следует интерпретировать только в чисто символическом плане. В этом смысле «спираль годового круга» представляет собою как бы отражение той великой «эсхатологической спирали», которой (вопреки распространенным ветхозаветным, линейным представлениям) подчинено время в христианской средневековой культуре.

 



<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 


 
 
 
 
Опубликовано: 16 ноября 2010, 19:17 Распечатать