САД
Сад это классический пример рая на земле. Эта модель работает во многих религиозных традициях. Образы рая почти всегда аллегория, где культивируются различные элементы.
Сад, конечно, не только цветы, деревья и птицы — это сложные комплексные и символические представления у различных народов. Где сад, там есть и садовник, создатель.
Там и пруд и гроты, фонтаны и даже колодец. В центре сада, как правило, сакральное дерево с плодами бессмертия, например сад Гесперид. Ограда сада тоже играет свою символическую роль, в христианской традиции это символ Девы Марии.
В исламе можно найти 4 вида сада. Это сады души, сердца, духа и сущности.
У римлян существовали огороженные сады с погребальными ритуалами. Как правило, эти сады были виноградными.
В Китае у даосов мы видим маленькие сады, которые воплощали земную проекцию Дао.
Японский сад камней разбит по принципу ассимметрии, где всё движется, даже камни.
В психоаналитическом смысле — сад символ сознания, где возделывается порядок, в противоположность лесу, который является знаком бессознательного, беспорядочного. Трактовка сада зависит от формы, расположения, от входа и выхода, ориентирования по сторонам света и т.д.
В сновидениях, сад место, где взращивается переживания внутренней жизни.
Особенно символ сада разыгрывается в поэзии. Это «иной» сад Гумилёва: «А я уже стою в саду иной земли».
Это и чёрный сад Валерия Брюсова и читателю надо догадываться то ли это сад поздней осени, то ли... Вообще, в русской поэзии образы сада не раскрыты полностью. Простой образ соловьиного сада у Блока или фисташкового сада у Кузьмина не перегружен детальной семантикой. Но сад не существует без своего особого аромата, где вода пруда играет роль зеркала и в нём отражаются лёгкие белые облака и летающие рыбки легко скользят то ли по небу, то ли по водной глади, а по краям благоухают цветы и деревья, дающие прохладные тени.
В Европе живая изгородь — сад-лабиринт, наиболее известный, был сделан в Англии в 1690 году при дворе Вильгельма Оранского в Хэмптон-Корте.
В лабиринтах из кустов и деревьев можно было укрыться от диких животных, живая изгородь служила преградой либо они устраивались с целью решения любовных вопросов, также в них можно было гулять и наслаждаться природой.
В Советские годы в нашей стране сады заменили парками, где стала бурно протекать социальная жизнь с её народными гуляниями и имитацией внешнего благополучия. К тому же это стало приобретать идеологическое содержание. Исчезли тихие уединенные прогулки с медитативным погружением внутрь себя.
Сад мистика — это сад херувимов у Якова Бёме, где сад небесный является метафизикой идеального. Это сад благодати, сад цветения. Мистик, достигший этого состояния, буквально «цветёт».
|
Босх. «Сад земных наслаждений»
|
<<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>>