Календари > Книга Зелинского » § 38

§ 38. Уже на заре этой истории, которая донесла до нас свое дыхание в величественных памятниках прошлого, мы сталкиваемся с могучим Тельцом - священным животным египетской и вавилонской культуры, земным отражением того «Небесного Тельца», в знак которого вступала точка весеннего равноденствия около 4320 г. до н. э. А поскольку начало года у подавляющего большинства народов мира было связано именно с весенним равноденствием, то не удивительно, что знаку Зодиака, в который вступало Солнце в этот переломный момент, придавалось совершенно особое значение. То обстоятельство, что и в Египте, и в Вавилоне именно Телец считался первым знаком Зодиака и что у нас не сохранилось вообще сведений о счете по Близнецам(88) свидетельствует о том, что мы находимся здесь у истоков того известного нам исторического периода, давность которого не переступает традиционной даты пяти тысячелетий «от Сотворения мира».

 

 

Эпоха Тельца ознаменовалась сооружением первых пирамид в Египте, первых зиккуратов в Месопотамии, созданием первого в мире иероглифического письма, а также первыми известными в истории человечества государственными образованиями. И можно без преувеличения сказать, что тем запасом первоначальных знаний, которые были явлены миру в начале этой эпохи, и той энергией, с которой они воплощались тогда в жизнь, человечество обязано многим векам своего дальнейшего культурного развития. По-видимому, в эпоху Тельца стали составляться и первые зодиакальные созвездия, из которых «Небесный Телец» был, вероятно, самым древним. Его главную звезду (Апеш) этот налитый яростью кроваво-красный Альдебаран арабы называли «Глазом Тельца», древние евреи «Оком Божиим», а древние вавилоняне звездою, «показавшей свет». Последнее с особенной ясностью указывает нам на это созвездие равноденствия, после наступления которого свет одерживает победу над тьмою. Знаменитая золотая голова быка из царских погребений шумерийского Ура более, чем что-либо другое, напоминает нам этого «Небесного Тельца», открывающего своими золотыми рогами год. С Тельцом, как символом Солнца, был связан и священный бык Апис в Древнем Египте, который также  отождествлялся с Осирисом и изображался с солнечным диском между рогами(89).

 

 

Для нас особый интерес представляет то обстоятельство, что Телец в Древнем Вавилоне считался священным животным верховного бога Мардука, праздник которого связан с наступлением Нового года. Это был главный религиозный праздник Вавилона, где изображались страдания верховного бога и его конечное торжество. Как и знаменитый праздник Таммуза, отмечавшийся в день летнего солнцестояния, он носил характер ежегодных мистерий (подобно мистериям Осириса в Египте), приходился на 1-11 числа первого вавилонского весеннего месяца нисана и, таким образом, был тесно связан с весенним равноденствием(90). Интересно отметить, что Б. А. Тураев высказывал мысль о том, что существует «некоторая близость рассказа о страстях Бела-Мардука со страстями Христа»(91). Вот к каким древним источникам восходят связанные с весенним праздником «божественной жертвы» некоторые важнейшие календарно-астрономические аспекты рассмотренных выше пасхальных вычислений.

 

 

Алеф, ТелецЧрезвычайно любопытным является то обстоятельство, что именно с «Небесным Тельцом» надо, по-видимому, связывать происхождение первой буквы алфавита у ряда народов западной части Экумены. Дело в том, что первая буква древнейшего финикийского алфавита именовалась «Алеф»: (СМ. КАРТИНКУ) , означала «быка»(92) и своим характерным начертанием, вероятно, символизировала склоненную голову Тельца, как бы приносимого в жертву. Эту же форму она сохранила и в древнееврейском алфавите(93), но уже в позднейшем греческом написании она превратилась в букву «Альфа» (А), которую можно рассматривать как упрощенный и перевернутый древний символ созвездия Тельца (СМ. КАРТИНКУ)(94). А поскольку в те далекие времена «Небесный Телец», был первым знаком Зодиака и открывал собою год, то эта буква, возникшая как его символ, стала первой буквой многих алфавитов, связанных своим происхождением с древнейшим финикийским письмом. Так «земное» становилось отражением «небесного», и та буква, с которой мы начинаем в детстве постигать мир, была для наших далеких предков не только самой первой, но и самой главной буквой в алфавите их жизни, потому что она символизировала собой идею «жертвы».

 

 

И поэтому не случайно, начиная с ее первого древнефиникийского начертания и до знаменитых слов «Откровения св. Иоанна Богослова» («Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний».- 22, 13), идея, выраженная этой буквой, была на протяжении тысячелетий «первой и последней» из всех когда-либо созданных человеком.

 



<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 




Вернуться назад