Календари > Книга Зелинского » § 41

§ 41. Сказанного достаточно, чтобы показать космическое значение знака «Небесных Рыб» в символизме раннехристианской культуры. Но имеет ли все это прямое отношение к теме нашей работы? Имеет, и самое непосредственное. Суть дела заключается в том, что до тех пор, пока точка весеннего равноденствия пребывает в знаке Рыб, момент вхождения Солнца в этот знак будет знаменовать собою наступление весеннего равноденствия. В эпоху Никейского собора, когда Великий индиктион (или Миротворный круг) были приняты за образцы церковного и гражданского счисления времени, дата весеннего равноденствия падала, как известно, на 21 марта по Юлианскому календарю. А поскольку астрономически весеннее равноденствие с начала н. э. было связано со знаком Рыб, то момент вхождения Солнца в этот знак был связан в свою очередь именно с 21 марта. Если мы вспомним теперь, что традиционные даты александрийской пасхалии (принятые никейцами за образец) охватывают 35 возможных дат Пасхи - с 22 марта по 25 апреля включительно (ключ границ), то увидим в этом еще одну закономерность.

 

 

Дело в том, что точка весеннего равноденствия проходит знак Рыб на протяжении 2160 лет (от рубежа ч. э. до 2160 г. н. э.), в то время как Солнце в своем видимом ежегодном пути по Зодиаку проходит данный знак на протяжении месяца (т. е. между 21 марта я 23 апреля по Юлианскому календарю). Это почти в точности совпадает с традиционными датами (22.111-25 IV), на которые приходится празднование Пасхи.

 

 

Отсюда мы предполагаем, что одна из неучтенных до сих пор причин, по которой новозаветная Пасха никогда не празднуется раньше весеннего равноденствия, заключается в том, что она должна проходиться на время, когда Солнце находится в зодиакальном знаке Рыб, символическое значение которого в культуре раннего христианства было столь велико. Разумеется, указанная закономерность имела реальный астрономический смысл только для никейской эпохи, так как ныне Солнце вступает в знак рыб не 21 марта, а 8 марта по Юлианскому календарю.

 

 

Если же мы зададим себе вопрос, когда же астрономически самая ранняя дата Пасхи совпадает вновь с весенним равноденствием и вступлением Солнца в зодиакальный знак Рыб, то ответом на него будет тот огромный временной период, который получается из перемножения двух величин: Великого прецессионного круга (25 920 лет), когда равноденственная стрелка «космических часов» заверши: свой путь по Зодиаку, и Вселенского юлианского цикла (46 765 лет), когда юлианская дата весеннего равноденствия замкнет свой круг по сезонам года (25920x46765 =11731011840). Здесь мы опять невольно вернемся к циклизму, но к циклизму грандиозных масштабов.

 

 

Не удивительно, что циклизм подобного рода, перенесенный на философию, оказался совершенно чуждым самому духу средневекового христианского мироощущения, ибо свидетельствовал о той мнимой «повторяемости» явлений, которой не может быть в действительном мире. Поэтому, если для Платона и его последователей на Западе и индо-буддийских мудрецов на Востоке такой циклизм был символом «вечного возвращения», как вечного обновления мира и повторения им заново всего пройденного пути, то для христианского сознания средних веков он всегда оставался лишь свидетельством своеобразного календарно-астрономического феномена, которому не придавалось сколько-нибудь значительного религиозно-философского смысла (104).

 



<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 




Вернуться назад