Видимо, нужно привыкнуть к мысли, что все, о чем рассуждают трансгуманисты в том или ином виде скорее рано, чем поздно сбудется. Например, превращение человека в киборга, то есть в живое существо с техногенными запчастями началось, если не со вставных зубов, то с аортокоронарного шунтирования уж точно. В различных лабораториях успешно разрабатываются микрочипы, позволяющие инвалидам управлять компьютером и робототехникой с помощью силы мысли, и, вероятно, эти работы в будущем приведут к возможностям апгрейда и самого человеческого мозга. А начнется этот процесс скорее всего по весьма утилитарным соображениям: уже сейчас многие виды техники не по психофизиологическим характеристикам своему создателю. Однако трансгуманизм не был бы так завлекателен, если бы в его прогнозах не маячила перспектива полного переноса сознания человека на техногенный носитель с последующим слиянием индивидуальных сознаний с персональных жестких дисков в единое сверхсознание человечества на общем RAID-массиве.
Последнее отвечает таким уже отчетливо наметившимся в настоящем трендам как дегуманизация, денатурализация человека, а также социума и планетарной жизни в целом в виду масштабности антропогенного воздействия на природу. И видеть в этих явлениях тотальный злой умысел невозможно, ибо денатурализация проявляется в частности в отмене действия естественного отбора на человека, благодаря медицине, победившей детскую смертность. Теперь генетические ошибки не выбраковываются, но накапливаются, и не факт, что все эти проблемы удастся победить модной натурфилософией, а также информационной медициной – киборгизация и генная инженерия еще сослужат нам свою службу.
Но вернемся к единому сверхсознанию. Во-первых, всех ли возьмут в светлое будущее? Не факт, ибо еще один тренд, проявляющийся в настоящем, есть намечающаяся дифференциация человечества. Не секрет, что гауссово распределение людей по степени развития когнитивных способностей заменяется кривой с двумя вершинами. Если раньше большинство имело IQ, близкий к некому среднему, то сейчас выделяются две группы. Первую составляют люди с IQ выше среднего, формирующие, так называемый креативный класс, занимающийся менеджментом, наукой, творчеством, управляющий финансовыми потоками через модерацию потоков внимания, имеющие доступ к передовой медицине, качественному и эксклюзивному образованию для своих детей, технологиям моделирования будущего и передовым психотехнологиям личностного роста. Другая группа не имеет доступ к технологиям изменения, элитному образованию, карьерному росту, а также особого шанса на установление брачных связей с представителями первой группы.
Надо сказать, что в подобную ситуацию человечество попадает не впервые. В средние века в России было стойкое убеждение, что треть людей по природе своей не способна освоить грамоту. В конце 18 века подобное мнение бытовало и среди американских индейцев. И где теперь эти люди? Правильно: их потомство сошло на нет. Однако сегодня мы живем в более гуманном мире, но это, возможно, и станет причиной дифференциации homo sapiens на … homo не совсем sapiens и sapiens не вполне homo. Учите языки программирования и овладевайте другими знаковыми системами повышенного уровня абстракции, как говорится, спрашивают!
Впрочем, объединение индивидуальных сознаний не обязательно будет связано с переездом на RAID-массив. Сегодня ведущие нейрофизиологи говорят, что человек ничего не забывает, просто пока он не умеет пользоваться своей памятью настолько, чтобы вспомнить свою жизнь поминутно, откладывая сей сладкий миг до смертного одра. Технологии модного ныне психологического процессинга позволяют всего за несколько месяцев работы упразднить «терния прегрешений», избавив человека от ненужных всплесков недоброжелательства, злобы, зависти, дав ему свободу просто жить и быть самим собой. Человек, перечитавший книгу своей собственной жизни, и очистивший себя от страстей не будет иметь потребности скрывать свои мысли, а с другой стороны – прочесть чужие ему будет не так уж и сложно. При таком сценарии развития событий образование единого всечеловеческого сверхсознания с качественно новыми характеристиками в силу синергетического сотрудничества слившихся сознаний еще легче себе представить.
Надо сказать, что переход на новый уровень развития человечества трансгуманисты видят через мирное и безболезненное снятие противоречия между разделившимися ветвями человечества. Если homo не совсем sapiens не услышит молчаливого призыва в новое человечество, то он просто ничего не заметит, но в результате получит в свое распоряжение весьма комфортную реальность «матричного типа», и лестную для скукожившегося сознания картину мира.
Однако не слишком ли это все благостно? Так ли уж мирно трансгуманистические сценарии и благие намерения выглядят с точки зрения христианской апокалиптики?
Надо сказать, что вопреки известной поговорке о благих намерениях, крючьями за них никто не дерет и на сковородке не жарит. У Митрополита Антония Храповицкого есть замечательное толкование Евангельских слов о тьме и скрежете зубовном. Тьма – отсутствие Бога, скрежет зубовный – выражение бессильной злобы. И важно то, что бессильная злоба, о которой идет речь, есть состояние души не в течение земной жизни, не в момент исхода в Вечность, а после апокалиптического «как бы полчаса». Эти полчаса перед самым Страшным Судом человек переживает либо по выходе из тела, либо в теле, но, уже стряхнув тяготы земного бытия, обретя способность поминутного осмысления всей жизни и благого Промысла Божьего о нем, то есть в любом случае не сгоряча. И вот если, при полной и безоговорочной возможности осмыслить пройденный путь и присутствие Бога на этом пути, человек кроме злобы на Него ничего в своем сердце не находит, тогда, и только тогда его дальнейшая судьба выносится за пределы Царствия Небесного.
Итак, после «леммы про полчаса» подытожим рассуждения. С одной стороны трансгуманистические сценарии вероятны, по существу, безобидны, с другой – кто же знает, как оно будет на самом деле? «Немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков». Очень похоже, что путь sapiens не вполне homo – это путь ускользания. А что, если им дадут ускользнуть, и они просто ничего не заметят, точно так же, как сейчас они думают, что не уловят момент иного изменения homo не совсем sapiens? Не заметят чего? – Не заметят момент утраты статуса венца творения, связанный с необходимостью мыслить и страдать. Другой вопрос: а не попробовать ли ускользнуть от ускользания? – А как? Ведь это будет жульничеством, попыткой подогнать ответ под тот, который ты подглядел в конце учебника, и делать так можно только, почитая Бога «неблагодарным и злым». Думаю, на уровне молярного мышления такие задачки не решаются, только на молекулярном. Когда иконописец делал прориси и начинал заполнять их по строго регламентированной процедуре живописными слоями, он не мог наблюдать и контролировать процесс. Получилась икона или нет, он видел только с нанесением последнего мазка. Но, чтобы икона состоялась, кисточка мастера в каждый мазок должна была вкраплять слезы умной молитвы, непрестанно творимой. Это и есть молекулярное мышление, ибо, что это за мышление без слез, в самом деле? Только в жизни оно и сложнее, и проще, чем в иконописи: прориси творятся теми самыми мазками, которые, вообще говоря, не вполне понятно, куда именно класть. А кто обещал, что будет легко? Знамена пали, остались знаки, чем дальше – тем неуловимее.