Сделать стартовой Добавить в избранное
 

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВАЛЕНТИНА КУКЛЕВА


САЙТ О ВРЕМЕНАХ И ЗНАКАХ
Панель управления
логин :  
пароль :  
   
   
Регистрация
Напомнить пароль?
   
Семантическая энциклопедия Валентина Куклева » Свобода » Касающийся свободы
Навигация по сайту
О сайте
Актуальные новости
Блог Хюбриса
Виды календарей
Визуальное мышление
Всё о книге
Другие люди
Книга Зелинского
Культурология
Лаборатория культуры
Мелос
Мистерия
Профетическое знание
Путеводитель по Москве
Работа с временем
Свобода
Симвология
Сотериология
Структурное знание
Фронезис
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ
Энциклопедия
эзотерической жизни
Расширенный поиск
Популярные статьи
Облако тегов
абстрактное искусство, алеф, Алистер Кроули, альфа, анима, апокалиптика, Березина, большие проекты, брендование, видео, визуальное мышление, время, другие люди, Дугин, живой календарь, здоровье, идентификация, календари, календарь, коучинг, маркетинг, мелоделамация, методология, осознанность, петух, Путеводитель по Москве, работа с временем, религия актеров, самоисцеление, семинары, символический, символы, синхрония, синэргия, современная музыка, стилистика текста, стихи, трансгуманизм, футур полюс, часы

Показать все теги
Свобода : Касающийся свободы
 

 

Авторы: С.Алимарин и В.Куклев

 

Касающийся свободы

Краткий очерк об исследовании либерализма

 

В конце 20-го века в России, идеи либерализма стали почему-то ключевыми, и даже в первое десятилетие 21-го века карту либерализма пытаются разыграть многие политики, не вникая в глубинные смыслы этого явления и почему для России этот путь неприемлем?

 

Если вернуться к истокам либерализма, то само это понятие вошло в политический словарь в начале 19 века, первоначально оно использовалось в Испании, где в 1812 г. либералами называли группу делегатов-националистов, заседавших в Кадисе. Затем оно вошло во французский, в английский языки, а вслед за ними и во все европейские.

 

Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации, ньютоновской научной революции. У его истоков стояли такие разные личности, как Л.Ш.Монтескье ,Дж.Локк, А.Смит, В.Гумбольдт, И.Кант,  Дж.Медисон, Б.Констан, Т.Джефферсон,  А.де Токвиль и др. Их идеи были продолжены и развиты Дж.С.Миллем, Т.Х.Грином, Б.Возанкетом И.Бетамом,  Л.Хобхаузом, и другими представителями западной общественно-политической мысли. Значительный вклад в формирование либерального мировоззрения внесли представители американского и европейского Просвещения, приверженцы английской манчестерской школы, французские физиократы, представители немецкой классической философии, европейской классической политэкономии.

 

Рассмотрим либерализм с точки зрения таких авторов, как Мизес, Хайек и неолибералистов: Джона Грея, Ролза, Дворкина, Нозика. В дальнейшем, мы разберёмся что такое государственность и социализм.

 

Начало XX века и послевоенное время - удивительное время не только в нашей стране, но и в другой распадающейся империи Европы – Австро-Венгрии.  В это время о закате Европы пишет Освальд Шпенглер. Но в то же время в этой стране, как и в России это время породило великие идеи, связанные с социализмом и либерализмом. Достаточно упомянуть имена таких ученых и философов, как Карл Баллод, Людвиг фон Мизес, Фридрих Хайек, Людвиг Виттгенштейн. Это время формирования новых форм социализма, Австрийской республики, формирование социал-национализма в Италии и Германии, революционных событий, произошедших в Турции и создание правительства во главе с Мустафа Кемаль Ататюрком, провозгласившего в 1924 году идею национальной самоидентичности.

 

Книга выдающегося экономиста и философа Людвига фон Мизеса «Социализм» издана в 1922 году, актуальна до сих пор, особенно в нашей стране.

 

В эпоху повсеместного увлечения социалистическими идеями в послевоенной Европе эта книга произвела в интеллектуальных кругах впечатление разорвавшейся бомбы. О своих впечатлениях того времени, о том как трудно было в то время признать аргументацию Мизеса, как эта книга замалчивалась, о её дальнейшей судьбе пишет его ученик Фридрих Хайек в своем предисловии к американскому изданию 1981 года.

 

Книга называется «Социализм», но, пожалуй, более точно её содержание отражает её подзаголовок: «Экономический и социологический анализ».

 

Этот текст для тех, кто хочет из первоисточника получить сведения о том, что такое современная экономика вообще, что такое рыночная экономика, либерализм и социализм. Это не учебник и не сугубо научная монография, это полемически заостренное изложение точки зрения профессионального экономиста на различные экономические и  политические программы и взгляды.

Немного слов о содержании книги по существу

Понятия, которыми мы пользуемся для обозначения различных политических и экономических взглядов в значительной мере мифологизированы и симулятивны. Это происходит как стихийно, бессознательно, так и намеренно с целью создать положительные ассоциации со своими представлениями и отрицательные – с представлениями оппонентов. Одной из важнейших задач философии и является уточнение и прояснение таких понятий. С этого Мизес и начинает. Что такое собственность, какие виды собственности могут, а какие не могут быть общими, каково происхождение собственности и каковы её особенности в развитой рыночной экономике.

 

Ну и конечно, в соответствии с названием книги, большое внимание Мизес уделяет содержанию понятия «социализм». Для автора это не только название экономической системы, построение которой провозглашено в современной ему России, но и элементы экономических программ партий многих стран с рыночной экономикой. Именно поэтому книга актуальна и сегодня, потому что даёт определение, которое не очень ясно в современном контексте. Например: хозяином является тот, кто умеет распоряжаться благом, возникающим из целевой меры.  Современный бизнесмен в России всё строит на обратном принципе – не целесообразности и не дальновидности; вор никогда не может обрести право на собственность. А в России, где украли общественные ресурсы, их уже давно сделали легитимным объектом собственности.

 

Либеральные концепции общественной жизни создали экономическую систему, созданную на принципах разделения и отдельности (каждый сам за себя). Такой принцип породил в современной России манипулятивно-криминальную хватку жадных инстинктов, которые работают только на себя, а труд на общественное благо заменили имитациями различного вида симулякров.

 

Такой небольшой анализ показывает,  почему нарушены все виды обмена между государством, бизнесом и человеком,  почему нереализуемы права на труд и на адекватный обмен продуктов труда на его стоимость, в той форме, в который провозглашаются современными русскими либералами, создающими безразличную циркуляцию бесконечного потребления и гибельную избыточность.

 

Но главное, что доказывается в этой работе – невозможность заранее, без рыночной информации, определить, сколько и чего следует произвести для того, чтобы удовлетворить все потребности членов общества, возникают фатальные стратегии.  Либерализм желает получить успех наименьшей ценой, но не знает для решения этих задач эффективных технологий и систем.

 

Мизес попытался, также, сформулировать принципы современного либерализма, которые позже уточняли Фридрих Хайек, Карл Поппер, Исайя Берлин и многие другие. Главное в либерализме – поиски мирного сосуществования различных сообществ, прием не только из гуманных соображений, но и потому, что только в мирное время происходит созидание, а не разрушение. Защита собственности и отрицание войны – «два выражения одного и того же принципа». Демократию либерализм защищает не потому, что она более естественна, или лучше других форм сама по себе, а потому, что такая форма государства лучше позволяет избегать революций и поддерживать социальное сотрудничество, и потому, что система создаваемых симулякров всегда опережает революцию.

 

Либерализм до сих пор воспринимается как нечто среднее между революционным социализмом и крайним консерватизмом. На самом деле, как показывает Людвиг фон Мизес, либерализму противостоят как тот, так и другой, оба склонные в политике к авторитарным формам государства. Этот взгляд позже защищал Фридрих Хайек.

 

Автор не избегает и обсуждения тех проблем, которые связаны с демократической формой государства и тех искажений, которым она подвергается, проблем равенства. В то же время опровергается миф об органической связи социализма и демократии. Экономика, основанная на государственной или смешанной собственности прямо ведет к придуманному капитализму, что в дальнейшем доказала наша история. Очень подробно логика такого процесса изложена в книге Хайека «Дорога к рабству», изданной в 1944 году.
Современному читателю, пожалуй, интереснее всего будет познакомиться с той частью этой книги, в которой обсуждается интервенционизм или, как иногда это называют, попытки построения социального государства. В современной России как раз получился капитализм, придуманный государством как попытка взять верх над историей. Это очередная декларативность, где риторика власти стремится обеспечить якобы защищённость людей, осуществить нечто среднее между социализмом и рыночной экономикой, но в реальности происходит совсем другое.

 

Эта тема особенно интересна сегодня, когда мы видим, какие проблемы возникают перед странами Европейского союза. Все это – результат этого самого интервенционизма.

 

Некоторые суждения автора сегодня кажутся несколько прямолинейными, не все работает в рыночной экономике так просто. В дальнейшем, такие мыслители как Фридрих Хайек, Исайя Берлин уточняли и развивали  его взгляды.

 

Тем не менее, пользуясь своим методом, Мизесу удалось описать все проблемы, с которыми столкнулись социалистические страны на протяжении своего существования, а также сегодняшние проблемы стран с рыночной экономикой.

 

Позже у нас были изданы еще несколько работ Мизеса: в 1993 году «Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность», позже «Либерализм», «Всемогущее правительство: Тотальное государство и тотальная война», «Теория и история. Интерпретация социально-экономической эволюции», «Индивид, рынок и правовое государство», «Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории».

 

 

<<<    ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 

 
 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 
   
 
 (голосов: 0)
Комментарии (0)  Распечатать