Тема «востокофобии» в русской профетической мысли конца 19 - начала 20 веков: Вл.Соловьев и А.Белый.
(окончание)
Дугин не случайно отождествляет большевизм и нацизм: «Национал-социализм –это незавершенный большевизм,…а большевизм -- национал-социализм, доведенный до своего логического конца»( ,).(Ср. Парвулеско: «Советский национал-коммунизм – это…переодетый в социалистическое платье национал-социализм»(61)).
Этим объясняется поразительное сходство изначальной символики нацистской Германии и большевистской России в самом начале их существования. Например, традиционный германский Орел, классический «нордический» символ, держал поначалу в лапах серп и молот, которые только позднее были заменены свастикой. (Ср. свастику, составленную из 4-х серпов и молотов, стр. ). Не случайно и на первых эскизах советской символики, вскоре уничтоженных, внутри красной звезды изображалась свастика, а не серп и молот(Веденеев,10). Очень похожая символика на обложке книги Серрано «Воскрешение Героя»(М,1994): внутри красной пентаграммы изображен белый круг, на фоне которого, правда, не свастика, но руна одал, «руна Вотана»(Серрано,НМ,11), бога тевтонской мифологии, которого Серрано отождествляет с Люцифером: «Люцифер - Вотан, это Ас, Дивья Асгарда»(НМ,73). Т.е. «арийский вотанизм»(НМ,31) – это и есть люциферизм. Эту руну он также называет «Руной Фюрера, Адольфа Гитлера»(там же,52). Она обозначала единение людей одной крови и была эмблемой сотрудников Главного управления СС по вопросам расы. Согласно Дугину, эта руна, которая изображается на обложке его журнала «Элементы»(№4), символизирует «Духа Божия, полюс мира»(АР,713), Ода. Кстати, сам этот «Дух» также изображается на этой обложке. Од – «Мировой Дух»(МЕ, ), от имени которого происходит название руны одал. «Боевые колесницы», НЛО, действуют на «Силе Одиль»(НМ,85). Вотанизм, он же одинизм – это духовное наследие «сверхрасы». Серрано не дает повода сомневаться, что это за «Дух». Кстати, в современной России эта руна является эмблемой сетевого «Всеславянского национал-социалистического форума». А о «полюсе мира» речь пойдет далее.
Нацистская символика трех цветов, перекочевавшая позднее к национал-большевикам, – красный, белый и черный, - согласно Д.Мережковскому, родом из Атлантиды. Но, по-видимому, она имеет трансцендентное происхождение, принесена из «Иной вселенной», т.к. эти три цвета являются основными символическими цветами «Нордической Традиции»(Малер,45), а также алхимического «Великого Делания». В самых разных традициях сочетание красного с белым – это «признак дьявола, чистилище, смерть»(Купер,360). В 20-м веке эта цветовая символика атлантов сначала возродилась в национал-социализме(на красном знамени изображен белый круг, в центре которого «черный знак Великого Полюса»(КР,342), свастика, а позднее в национал-большевизме лимоновцев, заменивших свастику на серп и молот. Как пишет в связи с этим Дугин, «Наше Знамя –Красное Знамя» с «белой сферой» и «черным знаком Великого Полюса, Рая»(КР,342). «Звезда совпала со свастикой»(ТП,165) не случайно: оба этих символа, «заимствованные из анналов масонского символизма»(РВ,2,321), олицетворяют идею «Нового Человека», «человека-звезды»(ТП,166), т.е. «венерианского сверхчеловечества»(Парвулеско), а также его прародину –планету Венеру. Как пентаграмма, так и свастика – это знаки «Полюса», а также «иероглифы» «Сверхчеловека»(РВ,2,413), «Нового Человека», концепция которого существовала и в большевистской идеологии, и в нацистской. «Отблесками» этого «Нового Человека» Дугин считает «лучезарных эсэсовцев»(РВ,2,362). В большевизме, как и в нацизме, господствовала идея «нового человека», «человека-звезды»(ТП,166).
Такая взаимозаменяемость «красных» и «коричневых» символов объясняется тем, что породившая два тоталитарных государства подземная «Мать-Империя» одновременно и «магический евразийский райх», и «царствие национал-большевизма»(ТП,26), и «красная» империя, и «коричневая», а точнее - «красно-коричневая». Ее «сверхчеловеческие» обитатели являются «носителями» «серпа и молота, коронованного вечной свастикой солнца»(ТП,26). И за «Империей Звезды», и за «Империей Свастики» скрывалась одна и та же «невидимая рука», «рука» «Матери-Империи». Эти две тоталитарные идеологии – нацистскую и большевистскую –синтезировал национал-большевизм, возникший еще в 20-е годы в Германии и проложивший дорогу Третьему Райху. Национал-большевизм, в становлении которого в нашей стране главную роль сыграл А.Дугин, является версией неоевразийства.
Известно, что СССР до июня 1941-го года воевал на стороне Третьего Райха, поставлял ему топливо, продовольствие, золото, лес и т.д.. Согласно Парвулеско, «единственной, глубинной целью сталинской политики внутри и вне страны с 1934 по 1940 год был союз… с Гитлером», стремление «к слиянию … СССР и Третьего рейха»(107).
Но самое главное: СССР с 1925 по 1933 годы был полигоном германской армии. По условиям Версальского мирного договора, подводившего скорбные для Германии итоги Первой мировой войны, ей было запрещено иметь военную авиацию и другие виды наступательных видов вооружения. В глубокой тайне от всего мира и в нарушении этого договора она заключила секретное соглашение с советским руководством о подготовке на ее территории военных кадров - летчиков и танкистов. Для немцев была открыта летная школа(1925-1933) и танковая школа(1929-1933). С приходом к власти Гитлера эти военные школы были закрыты.
В Липецке готовили будущих асов Лювтваффе. Известно, что Геринг повышал свою квалификацию в этой школе. В казанской танковой школе проходил подготовку будущий генерал Гудериан, что впоследствии способствовало успеху его танковых полчищ на территории СССР. Всего 20 тысяч офицеров Вермахта было обучено в эти годы в нашей стране. Но более того: в СССР были созданы совместные советско-германские предприятия по производству самолетов для Германии, а также специальных веществ для ведения химической войны. (См. книгу Ю.Дьякова и Т.Бушуевой «Фашистский меч ковался в СССР». М,1992). На наш взгляд, такой рискованный совместный проект двух стран-изгоев, находящихся в очень непростых международных условиях, вряд ли мог быть осуществлен без вмешательства «тайных управителей истории». ( см. также сайт «Совместные научные проекты СССР и Третьего Рейха»).
И другой – уже менее известный факт: у нацистов в Советской Арктике была тайная военная база( см. книги С.Ковалева и А.Федорова «Арктическая одиссея. Как «хозяйничали» нацисты в советской Арктике», М,2008, «Свастика над Таймыром. Немецкие базы в Советской арктике», «Арктические тайны Третьего Рейха»). И сколько еще новых «открытий чудных» готовят нам исследователи этой темы, благо, что такая возможность пока еще остается. В сталинские же времена попытка обращения к тайнам нацистской идеологии была чревата в лучшем случае ГУЛАГом, т.к. это была такая же «сверхсекретная», «сверхзапретная тема», как и «разработка атомного оружия»( Демиденко,7).
В конспирологии считается аксиомой, что все коммунистические и фашистские движения были «инспирированы из оккультных центров»(К, ), которые приложили руку ко всем великим и малым войнам 20 века, в том числе и к первой мировой (Ютен,176). А за ними в свою очередь скрывается «оккультный центр видимого и невидимого мира», Аггарта(Шамбала), «символический Восток тамплиеров и истинных розенкрейцеров»(Серрано,ЗЦ,29), «местопребывание Царя Мира»(Пар,23). «Теневые могущества, тайно стоящие за планетарной войной 1939-1945 годов»(Пар,194), точно также стоят и за современной «великой войной континентов». Как пишет Сергей Кугушев, «управители истории» «дирижировали событиями той войны словно из параллельного мира»(«Третий Проек». Кн. «Погружение»,533). Характерно, что Парвулеско только за «атлантистами» отмечает «из-под земли управляющую «страшную тайну»»(140), а о своем «евразийском» «стане» умалчивает. Не только мировые войны и революции, но все катаклизмы 20-го века подготавливались тайными подземными силами, «невидимой рукой Евразии» в целях расчищения путей к своему грядущему мировому господству, но уже явному, открытому. Как писал в связи с этим А.Белый, «события мировой истории подготовляются тайными силами… Это мы знаем»(Из письма М.К.Морозовой, 200).
Пророчества Вл.Соловьева, А.Белого и А,Блока о грядущих мировых катастрофах, о назревающих «неисчислимых бедах» человечества в 20-м веке исполнились в полной мере: «ужас Востока»(Восп,437) обрушился на человечество двумя мировыми войнами, гибелью миллионов людей в разных странах, разрушением городов и сел, «красным террором» и «коричневым», кромешным ужасом ГУЛАГа, Освенцима и других концлагерей, а также множеством других бедствий. Как выразился один из философов Русского Зарубежья, в 20-м веке человечество обступила «черная ночь». Бездны коллективного зла, разверзшиеся в этом веке, не имеют себе равных в мировой истории. Другой выдающийся мыслитель русского Зарубежья Иван Ильин утверждал, что Мировое Зло стало в 20-м веке более страшным, чем старое зло, и потому его не смогли предвидеть даже святые и Отцы Церкви. Белый, ушедший из этого мира в 1934-м году и не увидевший апогея «ужаса Востока» - ни ГУЛАГа, ни Второй мировой, назвал 20-й век «сплошным Апокалипсисом».
Как писатель-провидец он прекрасно осознавал оккультные, космические корни первой мировой войны, ее «космическую сверхразмерность»: «Из бури свинцового грохота не рука человека грозится руке человека»(«Кризис жизни»,51), а «невидимая рука Евразии», пользуясь выражением Дугина, т.е. «рука» «Царя Мира». Эту войну, как и вторую мировую, развязали оккультные силы, «Владыки Мира»(Рерих), чтобы добиться своего планетарного владычества. (Ср. Парвулеско: «теневые могущества, тайно стоящие за планетарной войной 1939-1945»(194).)
«Ждали Утешителя, а надвигался Мститель», - провидчески писал А.Белый в 1902-м году(«Симфонии», Л,1991,188). Его не покидало мистическое «ощущение, что «Враг», «Мститель» - приблизился»(Восп. о Блоке,326). Вместо чаемого сошествия Св.Духа, которое, согласно Белому, ожидалось не вообще в мире, а именно в России, над миром воцарился инфернальный «Мститель», «враг, нас губящий»(Восп. о Блоке,397), т.е. «Великий Царь Ужаса»(Дугин, «Финис Мунди», далее Ф.М., ст. «Парвулеско»), «Король Ужаса», по Повелю и Бержье(УМ,18). Русские духовные лидеры, мыслители-мистики, готовились к встрече Св.Духа, Параклета(«Утешителя»), видели в окружающем мире приметы наступающего «Царства Духа», чаяли и готовили скорое наступление «эпохи Св.Духа». Как писал А.Блок, в начале 20-го века над Россией «пронеслось дыхание Святого Духа» (т. ,.с. ). Но вместо ожидаемого мистиками сошествия Св.Духа, Утешителя, на мир надвигалась иная, ужасная сила. Вместо эпохи небывалого духовного расцвета, который уже начался в России с первых лет 20-го века, человечество увидело Первую мировую войну, «колоссальнейшую мировую бойню»(Белый). Это «стародавний восток градом бомб осыпал наше время», -писал А.Белый, т.е. «Туран», «Дракон Востока». Эту же мысль разделял и Вяч.Иванов: «Панмонголизм грядущий вырастает из старинных корней: в нем возрождается колдовской Туран незапамятного прошлого»(ст. «Вдохновение ужаса»). Но с еще большей силой этот «мистический древний восток», «Туран», «осыпет» человечество в грядущей второй мировой войне, т.к. за обеими стояли «теневые могущества»(Пар,194). В связи с началом войны «параклетические упования» русских мыслителей и поэтов Серебряного века на «Революцию Духа», которая уже началась в России, заметно угасли.
Вместо «Утешителя» пришел «Мститель», «Царь Мира», «Король Ужаса»(УМ,18), «зловещая фигура сакрального», «Фантомас для современного человека»(ФТ,106). Фантомас – «гений зла» из известного французского фильма. В «Книге Закона» А.Кроули, «высшего авторитета оккультного евразийства», он задолго до начала 2-й мировой войны был назван «военным Владыкой Сороковых»(КС,387), хотя, без сомнения, был «Владыкой» и «десятых» , т.к. уже признано, что и первая, и вторая мировые войны были только двумя фазами одной мировой войны. О «мировом драконе», поднимающемся на Европу, пророчил А.Блок: «Над всей Европою Дракон, / Разинув пасть, томится жаждой…»( поэма «Возмездие»).
В начале 30-х гг. в Берлине появился таинственный тибетский лама, которого называли «Человеком в зеленых перчатках». Он безошибочно сообщал газетам, сколько нацистов пройдет в рейхстаг, предсказал «все грядущие метаморфозы» Третьего Райха(К,66). Известно, что его постоянно навещал Гитлер. Это был политический авантюрист Требич-Линкольн, «представитель тибетского тайного Ордена, связанного с Высшим Инициатическим Центром»(К,66), «зеленых людей» из секты Агарти, т.е. «Ордена Зеленого Дракона». Не удивительно, что он был и тайным агентом Хаусхофера. Получивший выучку в Тибете и принявший буддизм, он сыграл решающую роль в организации первого нацистского путча. Из этого следует, что все в Германии в этот период развивалось по сценарию этого «Центра» и связанного с ним «Ордена Зеленого Дракона», знаком принадлежности к которому и были зеленые перчатки Требич-Линкольна, которого называли «держателем ключей от королевства Агарти»(УМ,64). Этот «лама» предлагал нацистам «реализацию различных геополитических проектов евразийской ориентации»(К,66). Но самое для нас важное в этом персонаже то, что в 1939-м году он издал под псевдонимом Шао Кунг брошюру на английском, немецком и французском языках, в которой он пророчествовал о новой мировой войне как войне именно «Царя Мира» против человечества, т.е. намекал на ее оккультные причины: «Властитель мира, живущий в Тибете, выступит против вас без предупреждений,…без милостей. Сила, о которой вам ничего не известно и против которой вы окажетесь бессильны»(Цит. по Жерсону, 217). Как пишет С.Ютен, «не была ли первая мировая война одной из самых важных европейских акций невидимых властелинов?»(35), подобно второй. Как первая, так и вторая мировые войны имели в первую очередь тайный, оккультный смысл. Согласно Серрано, символом нападения на СССР, т.е. «операции Барабаросса», был избран «спящий в земных недрах император»(ЗЦ,88), т.е. «Царь Мира», «Спящий Император»(РВ,2,305).
Дар мистического предвидения и в этом случае не подвел А.Белого. Даже мистическую «немецкую угрозу» он уловил в самом начале 20-х годов, во время своего краткосрочного эмигрантства в Германии в 1922 году, когда нацизм был еще в зачаточном состоянии. В его творческих планах было создание романа «Германия», фабулой которого был готовящийся «фашистский заговор», который он уловил «смутным лейтмотивом» «из воздуха берлинской жизни».
Можно только удивляться вещему ясновидению, прозорливому гению Белого, который в более позднем романе «Москва под ударом», развивающем тему «всемирной провокации», заговора «оккультных сил истории» против России, создал образ метафизического злодея - германского доктора Доннера. В этом «таинственном докторе», который предстает в романе не только как глава «черного интернационала», но и как «мироправитель», который «вертел судьбой мира», «нес гибель Европы»(313), угадывается «Владыка Мира» или «Царь Мира», «Великий Мастер Ужаса», о существовании которого писатель не имел никакого представления. Он сознательно подчеркивает космическую природу этого «мирового негодяя», его над-земное положение при воздействии на мир: «…клал перед собой земной шарик он, величиной эдак с мячик, над судьбами этого шарика и повисал». В этом образе персонифицированы космические силы, которые грянут над миром кровавым ударом в недалеком будущем: «…он, доктор Доннер,…проткнет земной шарик войной мировой»(295). Роман Белого, новое «откровение ужаса», появился на свет в 1926-м году – за 13 лет до начала второй мировой, когда оккультный, «люциферствующий Восток» с еще большей силой с помощью Гитлера «осыпет» мир «градом бомб». В портрет этого откровенно демонического персонажа, «повара войны», введена тема крови. «С кровавым затылком,…с выторчем красных ушей», «с пропученным оком, налившимся кровью», - такова внушающая ужас внешность доктора. И даже имя его выбрано писателем не случайно: Доннер – это божество из пантеона германской мифологии, соответствующее Тору, т.е. являющееся Асом. Т.е. с «тевтонским» аспектом «мироправителя», как и со всеми остальными, писатель, обладающий внутренним, ясновидческим, духовным зрением, «двойными глазами», как он выражался, также, как говорится, попал в десятку. Его поистине удивительный провидческий дар не подвел его абсолютно ни в чем.
Сегодня «Мать-Империя» готовит свой последний поход против ничего не ведающего, «спящего человечества» - «Крестовый Поход Солнца»(см. ст. Дугина «Крестовый поход Солнца»), «нашего Господина Солнца»(КС,399), «Евразийского Солнца»(К,108). Этот «крестовый поход» «Драконова Воинства»(А.Белый) должен принести «Победу Великому Солнцу». Это будет «последний и решительный бой» «Солнца», которое в эзотерике является символом Сатаны. Согласно Блаватской, «Змей –это есть Вечное Солнце Абраксас, Центральное Духовное Солнце»(ТД, т. ,кн. ,269). Это «Невидимое Духовное Солнце» изображается «кругом Тиферет», который исходит «из области бездоннной Глуби», т.е. из Мировой Бездны, которая в текстах Блаватской фигурирует как «Великая Глубь». В эзотерике Н.Рериха Солнце есть «символ Высшего Космического Существа», «Космического Логоса», «великой Божественной Сущности», которая возглавляет «иерархию Строителей Космоса»(659), т.е. «Царя Мира». Солнце является аллегорией «Вселенского Владыки». «Царство Солнца» находится «в центре Вселенной»(Эсзэ,40). Поэтому понятие «Центр» относится к наиболее важным в дугинской доктрине, в которой «Духовное Солнце» называется «Великим Солнцем», «Новым Солнцем», а также «Абсолютом», «Божественным Субъектом», «Провидением» и т.д..
Змей-искуситель, Сатана, назывался у гностиков Абраксасом, - тем самым, которому поклоняются неоевразийцы. Именно Змей символизирует Люцифера, который предложил Еве вкусить от Древа Познания Добра и Зла. Запретный плод с Древа Познания, в свою очередь, символизирует тайное оккультное знание, т.н. «Древнюю Мудрость», принесенную на землю «ангелами Света - Люциферами» из Мировой Бездны, «Мира Знаний»(Мамуна,252). Этот «Змей, дающий знание»(Кроули), «Змей Люцифер»(Серрано,ЗЦ,82), он же «Крылатый Змей, Свет»(КС,390), «Змей Свет»(КС,398) в «Книге Закона» Кроули (см. сюжет о «крылатом солнце» в гл.6), «Свет Мира, Великий Субъект»(Гип.Т,73), «Световое Начало, Солнце, Дух»(КР,215), «новое Солнце, Свет Мира»(АР,722), он же «Свет Востока»(МЕ,82), «Свет Азии», также отождествляется с Драконом. Следует отметить, что «Великий Субъект», он же «Абсолютный Субъект», он же «Полярный Субъект» и т.д. занимает центральное место в дугинской доктрине. За всеми этими символами скрывается «Господин Света Иной Вселеной» - Люцифер или «Люцибел», как называет его Серрано.
Одним из его символов является «крылатый диск солнца», «крылатый шар»((КС,398), «крылатая тайна», которая в «Книге Закона» Алистера Кроули зашифрована как Хадит, «Солнце»(«Светит тебе Хадит»). А этот Хадит является манифестацией египетской богини Нуит, которая символизирует в древнеегипетской мифологии Мировую Бездну. Это представляет важность потому, что властитель «нового эона», «эона Гора», глашатаем которого был Кроули, - Гор есть не только продукт слияния Хадит и Нуит, но и «Царь Мира».
Но Дракон одновременно символизирует и Хаос, Мировую Бездну, и астральный мир. Змей, Дракон, «Великое Солнце», оно же «Непобедимое Солнце»(«Sol Invictus») –за всеми этими символами скрывается один и тот же персонаж, которого гностики называли Абраксасом. В дугинском «Евразийском вторжении»(1999,№1,3с.) декларируется «поклонение ужасному богу Abraxas и мировому змею Ouroboros». (Заметим, что когда Дугину нужно что-то скрыть, он переходит на иностранный язык, благо он знает более десяти языков, в т.ч. и несколько древних). Символика «Топора восходящего Солнца», «Топора Новой Зари» имеет самое прямое отношение к этому «Господину». Дугин, Парвулеско и другие «традиционалисты», они же «евразийские агенты», называют этот «Поход» «Битвой Конца», «Финальной Битвой». Ее возглавит грядущий «Космический Спаситель» 10-й Аватара Калки, «Калки в индуизме, Махди в Исламе»(Д-Генон,156), который победит современный мир и «преодолеет» «ветхое человечество». Окончательная «Победа Великого Солнца», на которую работают все «евразийские агенты», наступит, когда будет «преодолена» наша «ветхая вселенная».
Как и в «Трех разговорах», так и в «Петербурге», зловещая угроза, надвигающаяся на Россию с Востока, «губящая сила Востока»(А.Белый), имеет черно-магическое измерение: это адское марево, дъявольское «наваждение над всей Россий»(Пер,408), нашествие инфернальных сил, готовых ее погубить. Этот роман продолжает русскую метафизическую линию, проложенную Достоевским, в первую очередь его романом «Бесы». Инфернальность является одним из главных показателей основных образов-символов романа Белого. Тема бесовщины, пришедшей с Востока, «всеобщей провокации» зловещих «туранских» сил, «одержания» ими, задана как важнейшая тема романа в целом. Воплощенный астральный призрак в обличии молодого человека восточного происхождения, «персидско-подданный» Шишнарфне, является в Петербург прямиком к террористу Дудкину, подбивающему сенаторского сына Аблеухова взорвать своего отца. Этот на мгновение оживший призрак, астральный бес, наделенный восточными чертами, –потомок Ксеркса, темная сила, влекущая Россию в первоначальное ничто, в Мировую Бездну, в «дьявольский Хаос»(И.Ильин). Мир, из которого он прибыл,- это астральный «теневой мир», «мир теней», как в оккультизме называется астральный мир. Кстати, один из первоначальных вариантов названия романа – «Злые тени».
Превращение «Петербурга, уходящего в астральный план»(Бердяев), «города теней»(Белый), в орудие действия астральных, инфернальных туранских сил, сил Мировой Бездны, выдвинуто в романе на первый план. Инфернальность является главным показателем для всех основных образов и символов романа. Астральный, инфернальный аспект «туранизма» - это еще одно открытие Белого. Он отождествляет Бездну с астральным миром, «громадным астральным космосом», с «миром теней». В его романе столица Российской Империи не случайно стала ареной действия этих демонических сил: Петербург как город, находящийся одновременно в двух измерениях – земном и потустороннем, астральном, т.е. пограничный в мистическом смысле город, город-призрак, город-хаос был изначально задуман и построен как вход в «астральную бездну». Поэтому он является, согласно Белому, столицей «теневого мира». Не случайно в этом городе стоит столько сфинксов, а Сфинкс в эзотерике символизирует вход в астрал(см. сб. «Метафизика Петербурга», Спб, 1998, под ред. Вл.Топорова). Город расположен над бездной, и вся жизнь в нем проходит над бездной. Бездна – это один из центральных образов-символов романа.(Ср. строки О.Мандельштама о Петербурге: «Блистательный покров, накинутый над бездной»). Поэтому Петербург превращает своих жителей в тени, дает им «полусуществование», призрачное существование. Вяч.Иванов назвал это творение Белого «вдохновением ужаса»(см. его ст. «Вдохновение ужаса», 1916), а его самого «русским поэтом метафизического Ужаса».
Белый, «пророчествующий «от Ужаса»»(Вяч.Иванов), «настоящий продолжатель Гоголя и Достоевского», «первым написал поистине астральный роман»(Бердяев,46), установил взаимосвязь между оккульным, астральным происхождением Петербурга, причастного к нижнему миру, с политическими событиями 1905-го года. Этот город, «уходящий в астральный план»(Бердяев,45), «город «нави», обратной стороны»(РВ,2,40), был изначально задуман как некая таинственная «точка» соприкосновения «с огромным астральным миром», с потусторонней «мировой пустотой», «астральной бездной»(Белый). Не случайно Бердяев назвал свою восторженную статью о «Петербурге» «Астральный роман».
Как гениальный визионер, тайновидец Белый, «русский поэт метафизического Ужаса»(Вяч.Иванов), в своих прозрениях идет дальше своего учителя Вл.Соловьева: он открывает новое измерение проблемы «врага с Востока», «Востока Дракона»(Иванов-Разумник), - онтологическое, которое связано с мотивом «астральной бездны», «темной пучины астральной»(«Душа самосознающая»,229), которую он провидчески соотносит с Востоком, с «восточным хаосом», «туранством»: ««восток» или явление бездны астральной» (Душа,325), Хаоса. Мировой Хаос соотносится в романе с астральным миром и одновременно с Востоком - еще одно удивительное прозрение писателя. «Петербург» -«астральный роман» не только по содержанию, но и по форме, что отразилось в самой структуре повествования, на уровне языка.
«Бездна адского растворения»(МЕ,170) –это астральный план оккультистов, «Хаос астрала»(Белый). Согласно Дугину, в этой «астральной бездне», в «промежуточном мире» тайно завязываются «нити страшных заговоров», которые в земной реальности, в «человеческих сообществах», воплощаются в политические, религиозные и экономические интриги, путчи, диверсии»(ТП,208), а также в международный терроризм, добавим мы. Эти заговоры, выходящие за рамки посюсторонней действительности, «пронизали вселенную» «сверху донизу»(ТП,208). Этой конспирологической тайне о том, что источник всех мировых заговоров находится вне пределов Земли, в астральном мире, соответствует еще одно откровение великого писателя – о «Генерально-Астральном Штабе мировых шпионов-оккультистов», который руководит с нижнего астрального плана черным «оккультным таинственным братством», «черным интернационалом» (Белый «Между двух революций», 401), с которым связана его идея «Всемирной Провокации». В 1951-м году неофашисты разных стран создали сверхсекретную организацию «Черный Интернационал», деятельность которого, что весьма любопытно, контролировалась ЦРУ. Согласно прозрениям Белого, астральное пространство, «параллельный мир», является главной ареной мировой войны, источником грандиозной «всемирной провокации». С этим связаны его интуиция о мистических причинах ее возникновения, о космических «корнях»: «космическая сверхразмерность войны». Черные оккультисты действуют как на физическом плане, так и на астральном (Белый «Котик Летаев», 287). «Черная тайна», которая «приоткрылась» писателю(«Записки чудака»,348), раскрывала действительное положение дел в мире: миром правит тайный заговор оккультных, инфернальных «Космических Хозяев».
А.Белый, «художник астрального плана»(Бердяев), был и до сих пор остается непревзойденным выразителем традиционного образа Востока как небытия, грозного Мирового Хаоса, который существовал в русском философском сознании (Н.Федоров, Н.Бердяев, В.Кожевников и т.д.). Связь зловещего «туранизма» с астральным планом, небытием – это настоящее открытие Белого. Как пишет П.Кузнецов, для русского «интеллигентского сознания» Азия «в метафизическом смысле – это небытие, нирвана, смерть»(164), т.е. Мировая Бездна, «бездна тьмы внешней»(Пар,134), «всепоглощающая бездна» «тьмы кромешной», как она фигурирует в христианской теологии, т.е. «тьма» «на кромке хаоса», «кромешная подкладка мира», «кромка творения», «нетварная тьма»(П.Крусанов). Нирвана как высшая цель духовных устремлений буддистов на самом деле это небытие, прекращение бытия в проявленном мире, растворение в «ничто нирванической пустоты», в «мрачной бездне абсолютной пустоты», во «тьме внешней», как писал выдающийся эзотерический философ 1-й четверти 20-го века Владимир Шмаков(«Пневматология», 118-119). «Буддийский инстинкт» «погружения в Нирвану» символизирует возвращение в «исходное небытие»(Ф.Ницше). Недаром русские мыслители считали буддизм «религией небытия»: Вл.Соловьев называл его «отрицательным откровением», Бердяев—«идеологией смерти». И что удивительней всего – даже Е.Блаватская характеризовала Нирвану как «конец всякого бытия, где не помогут ни молитвы, ни вера»(«Письма»,322). В этой темной Бездне, «бездне изначального Ничто», «подземные арийцы», «носители Хаоса» (пользуясь выражением Белого), планируют растворить нашу «гравитационную вселенную», осуществив т.н. «мистерию Зимнего Солнцестояния». Кстати, слово «Хаос» с древнегреческого означает «зияющая бездна»(А.Лосев), т.е. изначальный смысл этого слова соотносился исключительно с метафизической Мировой Бездной, с «великим и всеобъемлющим небытием»(АР,161), а не с беспорядком, как в более поздние века. Символ бездны воплощает «принцип небытия»(АР,22). В Хаосе, инфернальной изнанке мира, сосредоточены «силы зла», «силы Бездны»(Блаватская), извечно угрожающие творению, являющиеся постоянной угрозой существования Космоса, согласно древним представлениям. Как пишет Вл.Топоров, «мир не только все время противостоит силам окружающего его Хаоса, но и м.б. снова превращен в Хаос»(«Мифы народов мира»,т.2,581-582). Например, в скандинавской мифологии Дракон Хаоса символизирует онтологическую опасность для бытия. «Борьба Проявленного Мира с Непроявленным Хаосом»(Рерих,728) не прекращалась никогда, но ее пик еще впереди.
И м.б. сегодня эти силы угрожают миру более, чем в древности. Как заявляет Дугин, «Воздвигающаяся Бездна КОНЦА –это Наша Бездна, она расставит все по своим местам»(Финис Мунди, ст. «Парвулеско») (курсив Дугина), т.е. «расставит» согласно «эсхатологическому сценарию» «наших». И потому, по его словам, «наше дело, наш долг, наш подвиг – расстелить призывную пустоту»(РВ,2, ), Мировую Пустоту, Мировую Бездну, в которую они опрокинут нашу вселенную. В этом «апокалиптическом проекте» «солнечных сил», «агентов Небытия», запрограммировано «схлопывание шара бытия», «финальная диссолюция мира», его растворение, аннигиляция, безвозвратное погружение в «зияющую воронку небытия»(Гип. Т,109), в «Нашу Бездну»: «Все бытие…исчезает в бездне небытия»(АР,34). В его текстах не раз встречается формула из алхимического трактата: «Бездна призывает бездну»(ТП,255).
Мировая Бездна «наших» не только поэтому «Наша Бездна»: это их трансцендентная прародина, «Наша Родина»(РВ,2,214), «метафизический исток», «высший изначальный центр»(ФТ, 366), «Иная вселенная», по Серрано. Поэтому Дугин называет эту «обратную сторону реальности»(РВ,2,325) «матерью-пустотой», «Божественной Бездной»(там же), «бездной сверхбытия»(КР,124), которая находится «по ту сторону Творца»(МА,№1,27), т.е. за пределами «Творения», нашего тварного мира. «Актуализировать» эту «ожигающую пустоту», «расчистить место» для нее должен «магический вселенский акт по слому преград» между разными планами вселенной. Осуществление «солнечными силами» этого «акта» в «магической точке Зимнего Солнцестояния»(ТП,296) должно создать «новую неотчужденную онтологию», т.е. освобожденную от тварного мира. Это означает, что в результате осуществления «солнечными силами» своего «эсхатологического сценария» в этой «критической точке бытия», которая, по-видимому, является «точкой» сближения с Мировой Бездной, наша вселенная будет поглощена «Иной вселенной», втянута в нее: «низшие инстанции» «без остатка поглощаются высшими»(КС,25), «материальная вселенная…опрокинется в вечный световой мир»(КС,9), в их «солнечное Иное». Речь идет об изменении онтологического статуса мира, о переходе его от существования к несуществованию, к небытию. (см. ст. Дугина «Аналитика Бездны»).
Главным символом этого магического акта является поглощение Уроборосом, который является главной эмблемой Мировой Бездны(«Хаос или «Дракон»»- Рерих,719), своего хвоста. Астральная область, «Дракон Хаоса», символизируется в эзотерике Космическим Змеем, кусающим свой хвост. Не случайно Хаос, «эта темная реальность «растворения», «диссолюции» стоит ближе всего» «к защитникам полярно-райской идеологии»(КС,243), т.е. ко всем «евразийским агентам».
Как провидчески пишет Белый, «верх движения революции», ее апогей – «мировая бездонная пустота», тема которой сквозной нитью проходит через весь роман. Мотив бездны, нависания над бездной, падения в нее звучит в нем тревожной нотой. «Ужас Востока» оборачивается «адской бездной», онтологической пустотой, «бездонным и разверзшимся как черная пропасть небытием»(АР,29), «всеуничтожающим Хаосом», вселенской прорвой, грозящей поглотить весь проявленный мир. Писатель связывал оккультную атаку темных сил, «Сил Бездны», «людей Дракона» (пользуясь выражениями Е.Блаватской), могущественного международного братства, с небытием. Их мир - это мир, «по отношению к которому наш мир жизни ничто,…это –что-то, в ничто обращавшее все, что ни есть…»(«Записки чудака»,366). «Монголизм», который Белый отождествлял с «мировым нигилизмом», есть «космическая идея у – ничто – жения мира», т.е. превращения нашего мира в «ничто», небытие. В этом превращении тварного мира, Бытия в «ничто», в опрокидывании нашей вселенной в Мировую Бездну и заключается главная тайная цель глобального оккультного, магического «Заговора Евразии» как «Заговора сил Небытия»(ТП,208), «драконова племени»(Белый). Т.о. в «Петербурге» идея грандиозной «всеобщей провокации» связывается, с одной стороны, с «ужасом Востока», а с другой стороны, с нашествием инфернальных сил «астральной бездны» на Петербург.
Не случайно символика созданного Дугиным движения «младоевразийцев» - это символика Небытия, Мирового Хаоса: в центре абсолютно черного знамени( а Мировая Бездна символизируется черным цветом) изображена дугинская эмблема, его «фирменный знак» -желтый восьмиконечный «крестострел», еще один символ Мировой Бездны(Кроули А. «Книга Закона», 620). Кроме того, черный –«цвет террора и смерти»(Э,№4,56) и соответственно «Черного Ордена», СС, Ордена «черной Шамбалы, благословившей тысячелетний рейх»(Шишкин О. «Сумерки магов», 259). Черный – традиционный цвет подземного мира и, соответственно, всего, что с ним связано. Поэтому у Шамбалы- Аггарты черный флаг, на котором изображен т.н. «кельтский крест»(Э, № , обложка), один из главных символов «сверхчеловеческой» «Традиции». У эсэсовцев, «черных воинов», вся униформа была черного цвета - с головы до ног. В современной России черную форму и значки со свастикой (коловратом) носят скинхеды, «новое поколение «в черном»»(«Завтра»,2007,№ , ), и другие «нацики». Но самый главный смысл символики черного цвета, на наш взгляд, заключается в том, что это цвет небытия, непроявленного состояния мира и соответственно цвет «сверхчеловеческого» «трансцендентного Иного», «сверхбытия», «Иной Вселенной» и ее солнца, «Черного Солнца».
«Бодрствующие» «члены Апокалиптического Ордена», «Ордена Евразии», «агенты Небытия», готовят «спящему человечеству» апогей «Ужаса Востока» --уничтожение, гибель Бытия, «растворение в том мире, который христианские евангелия называют «тьмой кромешной»»(АР,28). «Тварная реальность будет втянута в Нетварное»(АР,404), в Небытие, в их «солнечное Иное», произойдет «схлопывание шара бытия»(ФТ,400). Весь миропорядок уйдет в «Иное», произойдет, говоря философским языком, «окончательная и эсхатологическая перегруппировка метафизики»(АР,443). Характерно, что при этом как Дугин, так и Парвулеско называют «агентами Небытия», «силами Небытия» своих геополитических врагов, «атлантистов», за которыми стоят «тайные негативные могущества», «оккультным образом соединенные с небытием и первоначальным хаосом»(Пар,201). Парвулеско заявляет, что именно «мондиалистский заговор» направляется «из «тьмы внешней»»(201), т.е. из промежуточного мира, называемого в оккультизме «астральным планом». И напротив, свой евразийский «стан», «складывающийся континентальный блок», он, как и Дугин, соотносит с Бытием(Пар,440).
В оккультизме символом Хаоса, предшествующего сотворению мира, Мировой Бездны, «адской бездны»(А.Пушкин), вечного врага Творения, Космоса, т.е. отрицательной, демонической вечности, является Дракон, космический Змей Уроборос, кусающий свой хвост. Надвигающееся на Россию и на Европу «монгольство» для Белого есть подлинный апокалиптический азиатский Дракон, «Дракон Востока», с которым связана «нота близкой катастрофы и в ней нота востока»(Восп, 412-413), оккультного «востока».
Мистическое предчувствие грядущей «монгольской опасности»(Пер,454) разделял с А.Белым его ближайший друг, «брат», и единомышленник великий русский поэт А.Блок. Его стихотворный цикл «На поле Куликовом»(1908), «прозрения «Куликова Поля»(Восп. о Блоке,366), глубокое потрясли Белого, что впоследствие не раз отразилось в его творчестве. Он признавался в письмах к Блоку, что лейтмотив этого цикла –«нависание мглы и угроза востока и связанное с этим чувство необходимости вооружаться для боя с оккультным врагом»(Восп. о Блоке,366), - совпал с главной темой его романа «Петербург», что «прозрения «Куликова Поля»» о «поступи грядущих вторжений с востока» как «видимых», так и «невидимых», они осознают «одинаково»(Восп,366). «У нас (с Блоком-К.Г.) был особый жаргон говорить о «монгольстве», которое было символом угрожающего Дракона»(Восп,414), - признавался Белый. В этом блоковском цикле с пронзительной силой звучит пророчество о грядущей «бойне с Востока», «мировой бойне». Куликовская битва имела для Блока пророческий, мистический смысл, была, как он писал, «символическим событием русской истории», «разгадка» которого «еще впереди». В свете этого пророчества образ Куликова Поля предстает как символ «поля будущего»(Восп,435), как поля грядущих сражений, и с этим они оба связывали «необходимость вооружаться для боя с оккультным врагом»(там же,366). Заметим – с «оккультным врагом»! Блок мистически видел в будущем России «Куликово Поле», поле русской победы, на котором решается участь и Запада, и Востока. По свидетельству его современников, «Стихи о Куликовом Поле» сделали Блока русским национальным поэтом, поставили в один ряд с Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым. Характерно, что замысел «Петербурга» оформлялся почти одновременно с этим циклом Блока, но при этом совершенно независимо друг от друга. Перед нами уникальный случай синхронного художественно-мистического свидетельства. Как писал Вяч.Иванов, «монгольские тени» в романе, которые могут «прикидываться» и «сановником из знатного татарского рода», т.е. Аблеуховым-отцом, и провокатором Липпанченко, планирующим его взорвать, сгущаются в романе «во вражьи полчища», чтобы «в некоторую грядущую годину всем скопом встать на Россию Христа… при новой Калке, на новом Куликовом поле».
Тема «востокофобии», «азиатской эсхатологии», «азиатской опасности», «китайской угрозы»(К.Леонтьев) получила свое продолжение у Д.Мережковского, а также у великого русского философа Н.Федорова и других русских мыслителей профетического типа.(См. об этом ст. П.Кузнецова в «Новом мире»).
Если все эти русские художники и мыслители прозревали инфернальную суть «Турана», связывали с ним свои апокалиптические предчувствия, то в другом лагере русской философии первой четверти 20 века- евразийстве, ставшем по сути антитезой предшествующей русской традиции, «Восток» и «Туран» напротив представлялись благим и даже спасительным началом. И это не удивительно, т.к. первоевразийцы были «агентами влияния Турана»(КР,139), подземной «Евразии». Поэтому они призывали русских к «исходу к Востоку»- так назывался их манифест, опубликованный в Софии в 1921 году. Но не исключено, что только один «евразиец номер 1» Н.Трубецкой, который сотрудничал с Хаусхофером и, следовательно, был, как и он, адептом «евразийского тайного общества», имел представление о том, что такое в действительности «Евразия», «Туран». А все остальные первоевразийцы и не подозревали, что «Туран», «особый мир», который они так идеализировали, - это демоническое подземное царство, «Евразийская Империя», обитель «венерианского сверхчеловечества», «подземных арийцев», «люциферитов»(К,58), т.е. «царство Дракона», пользуясь выражением А.Белого.
Как пишет П.Кузнецов, первоевразийство закончилось «сомнительными играми с ГПУ-НКВД и крушением евразийского движения»(185), «бесславно сошло со сцены»(Ф.Степун). Справедливости ради следует сказать, что основатели евразийства не имели никакого отношения к «атлантистскому» ГПУ, в отличии от более позднего и второстепенного парижского крыла евразийства под руководством С.Эфрона, мужа Марины Цветаевой, и кн. Святополка-Мирского, взявших курс на сближение с Лубянкой. Лубянка устроила провокацию, использовала парижских евразийцев в качестве «подсадной утки», чтобы, с одной стороны, нанести удар по «заграничному русскому фашистскому центру», возглавляемому Трубецким, а с другой стороны, чтобы выявить среди известных советских деятелей всех, кто всерьез проникся евразийскими идеями. Парижские евразийцы совершали тайные поездки на законспирированную конференцию подпольного «советского евразийства», организованную Лубянкой. Итог этой успешной операции, известной как «Операция Трест»: по «Делу русской национальной партии» в 1933-1934гг. было осуждено более 100 человек. Кажется, одному лишь академику В.И.Вернадскому удалось избежать репрессий. Позднее по возвращении в Советскую Россию Эфрон и Святополк-Мирский были уничтожены. (Об ожесточенной борьбе двух геополитических полярных направлений – сталинского и ленинско-троцкистского, которая отразилась в «двуполярной власти» двух соперничающих спецслужб - евразийского ГРУ и атлантического ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ, о тайной «оккультной борьбе» этих спецслужб в недрах советской системы, «двух могущественных тайных обществ в России»(МЕ,196) см. «Конспирологию», гл.10 «ГРУ против КГБ»).
Глава «русских евразийцев» в принципе не мог иметь дела с «атлантистской» Лубянкой, т.к. он работал на другой «оккультный лагерь», разрабатывал геополитические проекты с главой «немецких евразийцев» Хаусхофером, который был одним из основателей «Черного Ордена», СС. «Евразийский соблазн» (Флоровский) на деле оказался «соблазном национал-социализма» (Варшавский В.С. «Незамеченное поколение» 1956, ). Согласно А.Проханову, «русские германофилы начала века, именовавшие себя евразийцами, эмигрировали в Германию и создали для Гитлера теорию национал-социализма» («Господин Гексоген», 404).
<<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>>